Мушки.
Как я уже сказал, в качестве приманки для выстреливаемой головки применяют почти все встречающиеся виды мушек, за исключением классических сухих. Правда, тот, кого привлекают крайности, может с помощью головки забросить очень плавучую сухую мушку на дальнее расстояние, держать ее в поле зрения с помощью полевого бинокля и при возможной поклевке сильно подсекать. Но, по моему мнению, такой метод ужения граничит, кроме некоторых исключительных случаев, с капризом. Итак, будем исходить из реальных возможностей, так как при ловле с выстреливаемой головкой и без того немало забот.
В отношении мушек ужение с отрезом шнура во многом напоминает ловлю на стример, которую я подробно описал в первой части книги. Нам подойдет любая из предложенных там мушек, включая, разумеется, всех мокрых мушек и нимф любого размера, как классических, так и современных, и даже часто упоминаемую “мартовскую” в ее простом наряде. Дополнительно я хотел бы в этом месте остановиться на нескольких образцах, которые стали пользоваться у нас популярностью лишь в последнее время.
Прежде всего к ним относится стример “матука”, пришедший к нам из Новой Зеландии. Помимо объема и легкости он отличается особой подвижностью спинного гребня ( face=»Times New Roman»>рис. 61 face=»Times New Roman»>). На новозеландском образце основан и Rabbit Hair Streamer, face=»Times New Roman»> у которого на спине вместо перьев крепится узкая полоска густого заячьего меха. Эту большую мушку, напоминающую в сухом состоянии украшение на голове вождя индейцев, изготовляют и как плавучий образец, привязывая вместо заячьей шерсти кусочек зимнего меха косули (рис. 62 face=»Times New Roman»>). В далекой Новой Зеландии—родине крупных радужных форелей—такими жуками ловят двадцатифунтовых рыб. В наших более скромных широтах эта приманка, если ей краской нарисовать пару больших глаз, привлекает преимущественно окуня и щуку.
На быстро тонущей выстреливаемой головке, как уже было упомянуто, используют плавающих мушек. Из них, пожалуй, к самым примечательным мушкам этого вида относится “ленивый пескарь” с толстой головой из волосков зимней шерсти различных парнокопытных, из которых, говорят, наибольшую плавучесть придает шерсть карибу (Североамериканская форма дикого северного оленя. face=»Times New Roman»> — Прим, ред.). Некоторые рыболовы пришли к мысли заменить трудоемкий в изготовлении пучок волос “пескаря” дешевой насадкой из хорошо отшлифованной пробки, которую вдобавок можно фантастически раскрасить (рис. 63 face=»Times New Roman»>). И знаете, на эту мушку ловится не так уж face=»Times New Roman»>плохо.
Я могу претендовать на то, что в рыбной ловле на стример и выстреливаемой головкой располагаю некоторым опытом, так как в противном случае эта глава определенно получилась бы меньшего объема. Моей самой крупной рыбой, пойманной нахлыстовым удилищем, была щука весом более 9 кг. Роковой для нее стала так называемая супермушка. Добавим к щуке еще несколько рыб, которых вполне можно отнести к крупным. Большей частью они попадались мне на крючок, когда я ловил больших форелей в окрестных водохранилищах. Позже, когда я усовершенствовал свою технику ловли с быстро тонущими шнурами и плавучими мушками, к ним прибавился ряд порядочных окуней. Серия успехов не прервалась и до сегодняшнего дня. В то время, как я пишу эти строки, на занесенном снегом балконе face=»Times New Roman»>ждет дальнейшего использования окунь весом 1,8 кг, которого я поймал вчера под ледяным дождем на мою мушку-чудовище.
“Монстр”, как я окрестил эту приманку из-за ее несколько жутковатого вида, представляет собой плавучую мушку с пробковым телом, обладающую неотразимой привлекательностью, особенно для зимнего голавля. Ее основной цвет—коричневый. Больше всего я люблю привязывать “монстра” на тандем из двух крючков с длинным цевьем, жестко связанных между собой. Если бы счастье с этой мушкой мне было даровано только на определенном водоеме и на короткое время, я бы скромно умолчал о ее существовании.
Но так как она уже в течение нескольких лет, в том числе и как тонущий образец с телом из шерсти, преподносит мне хороших и крупных рыб, не стану скрывать ее от моих читателей.
Для “монстра” мы прежде всего подготавливаем несколько уже упомянутых тандемов крючков. Я хотел бы сразу заметить по этому поводу, что все образцы стримеров и фантазийных мушек можно превосходно изготовлять на таких комбинациях крючков. Они обеспечивают не только отличный баланс мушки, но и “хватают” среди нашего чешуйчатого народа так называемых любителей брать за хвост, которые интересуются лишь самой задней частью мушек. Итак, запасаемся крючками № 6 с длинным цевьем. Далее нам face=»Times New Roman»>нужен специальный клей, лак и крепкая нить. Первый крючок зажимаем в тисочки, смазываем клеем, крепко приматываем к нему второй крючок и место соединения еще раз смазываем клеем. Важно, чтобы соединение не получилось слишком большим по объему ( face=»Times New Roman»>рис. 64 face=»Times New Roman»>).
“Монстр” носит длинное, как у имитации ручейника, надкрылье из маховых перьев различных диких птиц, таких, как куропатка, фазан, вальдшнеп, и т. д. Их из-за слишком большого размера также нужно немного подготовить. О том, как упрочнить крылья с помощью ткани женских чулок, вы прочитали в главе “Энтомологическое обозрение”, где говорится о ручейниках и их имитациях.
В завершение нам предстоит приготовить тело мушки из пробки от винной бутылки. Ее грубо обрабатывают острым ножом и обтачивают наждачной шкуркой. Вдоль будущего живота пропиливают тонкую прорезь, в которую позже вставляют оба крючка (рис. 65 face=»Times New Roman»>).
Закончив подготовку, мушку собирают. Прежде всего к ней привязывают растрепанную головку из шерсти животных. После этого, так же как и при изготовлении пальмера, по всей длине крючка приматывают большое, не слишком жесткое петушиное перо, обстригают щетинки со спинки приманки и привязывают короткий волосяной хвостик. Прорезь в пробковом теле смазывают клеем и вставляют в нее крючки. Обрезанное надкрылье покрывают хорошо контактирующим клеем. После его затвердения над крыльями, как и у имитации ручейника, почти полностью окутывают смазанное клеем пробковое тело и плотно прижимают. Готовую мушку сушат в течение суток, чтобы клей просох. В результате получается приманка для быстрой воды, имитирующая очень большое допотопное насекомое (рис. 66 face=»Times New Roman»>).
Упомяну еще об одной превосходной плавучей мушке. Собственно, это скорее мини-воблер, чем традиционная мушка. Но тех, кто хочет обнаружить на дне наших озер больших рыб, это должно мало беспокоить. Основу тела мушки опять-таки образует пробка, из которой мы вырезаем заготовку, по форме напоминающую рыбу. Со стороны живота делаем прорезь и за ушком тандема из крючков приматываем так называемые горловые щетинки, имитирующие грудные плавники малька, которого мы стремимся сделать. Прорезь покрываем клеем и вставляем в нее крючки. Так как клей сохнет в течение суток, мы готовим несколько таких мушек, потому что эта предварительная работа стоит того. На следующий день или в удобное время смазываем спинку пробкового тела тонким слоем клея и кладем на нее пучок щетинок павлиньего пера, который закрепляем на голове с помощью обычного узла. Задний конец пучка привязываем в виде хвоста на дуге заднего крючка.
Если бы мы сейчас стали ловить на эту мушку, ее устойчивость, вероятно, оставляла бы желать лучшего. Поэтому мы приклеиваем к ней в области горла продолговатую свинцовую пластинку размером примерно 1,5 мм на 0,5 мм. Для этого на свинце и пробке надо сделать небольшие насечки и соединить опять-таки с помощью клея (рис. 67).
Вес свинцового стабилизатора определяют опытным путем, в зависимости от силы течения на водоеме. Бока пробкового тела оклеивают золотой, серебряной или пестрой фольгой или раскрашивают в различные цвета, при этом особенно хорошо привлекает рыбу пара больших выразительных глаз. Эта плавучая мушка “малек” мое личное секретное оружие номер два после мушки “монстра”.