Серийное производство воблеров.
Артюшенко Игорь.
artigor@box.vsi.ru

Я предлагаю свою идею по изготовлению собственных воблеров целыми сериями (по 30–40 штук). Стоит сразу отметить, что сделанные таким образом воблеры обладают целым рядом крупных преимуществ и лишь одним недостатком, не очень сильно умаляющим достоинства.

А именно, к преимуществам можно смело отнести высокую степень повторяемости уловистых приманок, простоту и быстроту их изготовления, низкую себестоимость по денежным затратам на материалы, и что самое главное – вполне хорошую игру в воде, а значит, и уловистость. Подобные воблеры мной используются на рыбалке уже третий сезон. В течение этого периода я постоянно что-то модернизирую, оттачиваю всевозможные нюансы, влияющие на уловистость приманок, и не перестаю восхищаться плодом своих трудов. Правда, порой воблеры все-таки теряются на зацепах, но во-первых, я предельно минимизировал подобную неприятность, давно изготовив новый и успешно проверенный в работе отцеп (о нем было сказано в "Мастерской" "Бородатого" сайта), а во-вторых, когда воблеров все-таки целая партия, то уж можно позволить себе сильно не огорчаться при отрыве (от сделанной еще три года назад партии из 35 штук до сих пор остались целыми 32). Кстати, еще одним неплохо работающим способом избавления от зацепа является отпуск раскаленного докрасна крючка – он просто разогнется, тем самым спасет и себя, и воблер. Правда, после того, как я потерял щучку килограммов на 8–9, от этого способа пришлось отказаться – рыбина просто разогнула мне крюк тройника на входе в густые водные дебри; таким образом спасены были не только воблер с крючками, но и сама щука:)

Что же касается недостатков моих воблеров, то здесь следует только отметить жесткость древесного материала, из которого они делаются (чаще это бук, реже – дубок). Впрочем, данный недостаток может быть "задавлен" одним большим плюсом: из них можно делать первоклассные suspender'ы – настолько инертны буковые воблеры в погружении-всплытии благодаря высокой плотности древесины. Именно такие воблеры у меня самые уловистые, несмотря на то, что выглядят порой они неказисто. Впрочем, ни судаки, ни щуки у меня никогда не требовали паспорта воблеров и даже не интересовались, кто их делал – великий "Nils Master", или я. Они просто ловились, подчас даже лучше, чем у рядом стоявших соседей с их дорогостоящими фирменными приманками и высоко задранными носами.

Итак, по порядку. В качестве исходного материала для будущего воблера я использую закупаемые большими количествами в хозмагах по бросовой цене (порядка 3–4 руб.) рукояти для молоточков, коими застекляют окна. Они имеют примерно такие размеры: длина сантиметров 20, поперечное сечение эллипсоидальное (у толстого конца рукояти больший диаметр эллипса равен 2,5 см, меньший – 2 см, а у тонкого конца соответственно 1 и 1,5 см).

Все, что нужно сделать – это придумать тип своего воблера (одно- или многосоставной корпус) и разметить его контуры, сделать продольный распил под арматуру и поперечный под лопасть, после чего при необходимости можно пилой укоротить заготовку, а далее лучше задействовать электроприводной абразивный (точильный, шлифовальный) кружок, т.к. наждачкой или напильником с плотным деревом особо не совладаешь. Работы здесь не будет много – контуры основной формы (ее симметрия) соблюдена уже изначально, остается лишь аккуратно выбрать ненужное, после чего различными шкурками нужно довести дело до логического завершения.

После должной настройки воблера в ванной – корректировки лопасти (которую, кстати, я вытачиваю либо из оргстекла толщиной 1,5–3 мм, либо из корпуса пластиковой одноразовой зажигалки, либо из старой алюминиевой чайной ложки по начерченному на бумаге шаблону все тем же наждачным или алмазным кругом) и подгрузки я основательно сушу и грею воблер (сперва на полотенцесушителе в ванной, затем горячим воздухом из фена). Сразу же вклеиваю лопасть и арматуру – лопасть сажаю на клей "Секунда" или "SuperGlue", а арматуру (использую проволочный фиксатор пробки на бутылке из-под шампанского) вклеиваю и окончательно зашпаклевываю замесом эпоксидки с "родными" древесными опилками (можно намести их из-под шлифовального диска). После полного застывания клея грунтую воблер "сметаной" из алюминиевой пудры в цапон-лаке. После этого я наждачкой-нулевкой шлифую воблер и пару раз макаю его в чистый цапон-лак с промежуточной сушкой в 30–35 мин.

Далее следует его покраска с применением великолепно работающего самодельного аэрографа (см. на "бородатом" сайте в разделе "Мастерская" статью Антона Батурина "Распылитель для окраски воблеров"). На данном этапе хотелось бы особо остановиться на красках, применяемых мною. Дело в том, что использую я в качестве красок все тот же цапон-лак, сильно разведенный растворителем, только добавляю в него нужные мне красящие пигменты (в 1 кубике лака растворяю от 0,5 до 3 граммов любого пигмента в зависимости от желаемой цветовой насыщенности). В качестве красительных пигментов при этом всегда использую следующие базовые компоненты:
Наименование материала (пигмента) Получаемый цвет
Хорошо растолченные в ступке таблетки фуразолидона или фурацилина (в аптеке стоят копейки) Ядовито-желтый
Медицинская "бриллиантовая зелень" (попросту зеленка), желательно полностью выпаренная От бледно-голубоватого до темно-зеленого
Порошок кофе "Пеле" (несколько хуже "Нескафе") Буро-коричневый
Шелуха репчатого лука, настоянная на растворителе цапон-лака (насыпать в посудину шелухи и залить столько 646-го растворителя, чтобы он лишь покрыл ее) От светло-желтого до темно-коричневого
Марганцовка (калия перманганат) От бледно-розового до темно-бурого
Порошок горчицы Грязно-желтый
Тонер для лазерных принтеров или копиров "Кардинально-черный" :)

Примечание: Указанные цвета получаются гарантированно при условии, что предварительно была выполнена грунтовка воблера алюминиевой пудрой. Не забывайте также наносить краску темных цветов на более светлую.

Менее экзотические и редкие цвета легко даются применением самых дешевых красителей для яиц (куриных) или обычных лаков для ногтей без участия при этом цапон-лака. После окончания покраски я покрываю нижнюю часть воблера бесцветным лаком для ногтей с блестками (великолепнейшая, кстати, это вещь – особенно в пасмурную погоду), и напоследок подсохший воблер разок макаю "с головой" в неразведенный цапон-лак. Все! Можно отправляться на водоем.

Нет смысла бояться, что щука оставит на теле вашего воблера следы своих зубов – твердость дерева не позволит. А что касается царапин по лаку, то я прямо на рыбалке устраняю их все тем же бесцветным лаком с блестками. Впрочем, и этого можно было не делать, поскольку столь твердая древесина воблера разбухнет нескоро, да и воблеров в папке много…

Так что дерзайте, экспериментируйте и творите, тогда уж точно без заветного улова не останетесь. А я, как только дорвусь до цифровика или сканера, сразу же вышлю фото своих "типовых" воблеров, сделанных по прочитанной вами технологии.


Copyright © 2003 by Victor Vlasenko
Изменен 16.05.2003