По щучьему велению...
Владимир Супруненко.
Российская Охотничья Газета №39 ( 24 сентября 2003 г. )

Твой муж рыбак, так? Отсюда и пляши. Намочи на девять дней самого худшего, какого найдешь, оселедца в горелке и дай своему легкоголику выпить на похмелку. А то еще можешь пополоскать в вине живого линка и заставить съесть его... Эти наставления мне довелось услышать в одной припятской деревушке. К хозяйке, в доме которой мы остановились, забежала соседка. Заскочила на минутку, однако, как водится, задержалась на целый час. Слово за слово и стала жаловаться на своего непутевого муженька, который запил горькую. Хозяйка и выдала рецепт. Что-то подобное мне приходилось читать в одной старинной врачебной книге... Много всего чудесного связано с подводными обитателями. В народе стойко живет мнение, что молчаливые рыбы могут влиять на земную жизнь человека. В свою очередь и люди используют рыб не только для того, чтобы утолить голод. Едва ли не самое большее количество таинственных и устрашающих историй, былей и небылиц, обрядов и поверий в приднепровских селах связано со щукой. Рыбаков, которые «запрягают» щук в сети или весьма добычливо ловят их на блесну, в народе почитают за людей характерных, обладающих силой внушения и провидения. Еще бы\ Воинственная «камуфляжная» окраска хищницы, ее завораживающий взгляд, в котором и несокрушимая сила инстинкта, и вызов, и надменность, красноречиво выдающаяся вперед нижняя челюсть пугают даже бывалых рыбаков. Злости у щуки с лихвой достает всем обитателям подводного царства. Она беспощадна к своим жертвам, не жалует и запросто расправляется даже с более слабыми сородичами. Я не раз наблюдал под водой, как пронзенная гарпуном щука в злобе хватает и мочалит острыми зубами рогозовые корни, тростник. В щучьей голове, что в холопской клети - и пусто, и темно, и злых намерений предостаточно. Недаром «щукой» в народе нередко называют злого лукавого и пронырливого человека. Некоторые считают, что подводная хищница даже причастна ко злу, которое с доисторических времен правит бал на море и на суше. И к ворожке не надо ходить за доказательствами - они написаны на щучьем лбу. Если присмотреться, то среди зеленых разводов там можно разглядеть крест и копье, которым когда-то был пронзен распятый Иисус Христос. Все это дает основание приписывать щуке близкое знакомство с нечистой силой, что обитает в глубоких омутах, среди порогов, в тростниковой густянке, на болотах. Стоит, скажем, водяному лишь намекнуть на нежелательность присутствия на водоеме того или иного рыбаря, то щука тут же мчит к его челну. Если бедолага заметит, как щука плеснет возле борта хвостом, то скорая его погибель не за горами. На то и щука в море, чтоб карась не дремал. Однако не все шуки (тем более старые, обросшие мхом и тиной) карасей хватают. Как щука ни остра, а не возьмет и ерша с хвоста. Знают об этом тихони-караси и колючие ерши. Знают и люди. Стали щуке грозить: хотят щуку в реке утопить. Это о бестолковых неумехах. У рыбаков же, у которых глаз на поплавке, а рыба уже в садке, управа на щуку проста: хватать упрямицу за глаза и можно спокойно хоть по локоть руку ей в пасть засовывать. «Когда ты щука быстра, поговорим с хвоста» , - утверждают опытные щукари. По хотению некоторых ловкачей и щучьему велению могут твориться и добрые дела. Так, хотя бы в сказках человек превращает зло себе во благо. Впрочем, не только в сказках. Со щукой связаны некоторые обряды, направленные на исцеление и обогащение. Щучьи зубы в старину клались на притолоку двери - это должно было принести счастье. В народной медицине рыба использовалась чаще всего для лечения горячки: как водяное существо с холодной кровью она способна загасить или остудить жар. Чтобы облегчить страдания больного, ему дают высушенную рыбку, извлеченную из внутренностей щуки. Раньше от эпидемий на воротах домов привешивали хребтовые кости щук. Сельские знахари также утверждали, что если около часа, не моргая, глядеть на живую щуку в воде, то излечишься от желтухи. Щуке, пойманной и сваренной на Благовещенье, приписывалась чудодейственная сила, способная улучшить здоровье и благосостояние, защитить от сглаза и порчи. Пчеловоды пойманную весной щуку клали под освященный кулич, затем терли в порошок крестообразную лобную кость и, смешав с медом, закармливали ею в первый раз пчел. Некоторые возле отверстия улика клали череп благовещенской щуки, чтоб пчела пролазила между зубами. «Такая пчела будет зубатая и злая и не даст себя в обиду», - утверждали пасечники. Щука - своеобразный символ рыбацкого фарта. Дело в том, что хищница торопится выбросить икру раньше других рыб - где-то в марте. В народе говорят, что щука «разбивает хвостом лед» и открывает рыбацкий сезон. Поэтому рыбаки празднуют мартовский день святого Алексея, надеясь на «добрые ловы» . Естественно, не только щуки...