Птицы земли.
Владимир Супруненко.
Российская Охотничья Газета №17 ( 21 апреля 2004 г. )

Когда над озером, окутанном туманом, вдруг раздается громкий всплеск, настороженно выпрямляются луговые травы, замирают деревья, умолкают птицы. Что там, в темной озерной глубине? Кто подает признаки жизни? Много всего чудесного и таинственного скрыто под водой. Главное подводное диво — хладнокровные немые обитатели рек, озер и морей. Речь идет прежде всего о рыбах, которые по различным признакам, чужим и непонятным для земных су-ществ, выделены в народной культуре в особый класс. Недаром их в древности называли “птицами земли”. Именно с рыбами связано большое количество волшебных сказок, мифологических сюжетов, легенд и суеверий.

СОМ

Его считают царем над рыбой, своеобразным “рыбным пастухом”. Недаром рыбаки уважительно называют сома “хозяином”. Нет в речных водах рыбы равной сому по прожорливости и всеядности. Среди рыбаков бытуют истории о гигантских сомах, которые могут и лодку перевернуть, и ударом хвоста смахнуть с мостков незадачливого рыбаря, и при нужде крепкую сеть протаранить, уведя за собой попавшую в нее рыбу. И поныне можно услышать рассказы о сомах-людоедах, которые незаметно подбираются к купальщикам и утаскивают их в темные глубины. На одной старинной картине, на которой изображен запорожский казак, есть такая надпись: “Откуда я родом взялся на свете? Всякий из вас хочет знать приметы. Женщин в Чечи немае, всякий то добре знае. Разве скажешь - из рыбы родом или из пугача дед мой плодом?” Что ж, среди запорожских характерников (в приднепровских селах слово это означало то же самое, что, колдун или чародей) ходили слухи о том, что их предком был усатый сильный сом. В некоторых местностях бытует поверье, что сом - это чертов конь, поэтому есть его нельзя.

КАРП

Эта рыба, по южнославянским поверьям, может в один прекрасный день покинуть водоем и стать владычицей воздушного пространства. Происходит это, как правило, с сорокалетним карпом, который по достижении этого возраста превращается в летающего змея. Во вьетнамских мифах дух домашнего очага накануне нового года верхом на карпе, который чудесным образом превращается в дракона, отправляется в путешествие к верховному божеству. В Японии карп был эмблемой самураев, а в Китае считался символом упорства. В традиционной рождественской кухне европейских народов карп символизирует рыбу-Христа.

ВЬЮН

Вьюна называют “змеевым братом” и считают змеей в двенадцатом поколении. Этим объясняется распространенный запрет употреблять эту рыбу в пишу. Считается, что вьюна лишь тогда разрешено будет есть, “когда в семи городах рыбы отыскать будет не можно”. Согласно легенде, вьюн произошел от гвоздя, который цыган, вместо того чтобы вбить его в лоб Христу, украдкой выбросил в реку. Суеверная народная терапия нашла связь между эпилепсией и вьюном: хорошим средством при падучей считалось глотание живого вьюна. Возможно, здесь играла роль схожесть движений вьюна и судорог при падучей.

УГОРЬ

Со змеевидным черным угрем связано множество таинственных историй, страшных легенд, фантастических преданий. Согласно, например, древним представлениям малагасийцев о посмертном су-шествовании, из трупной жидкости зарождается червяк, превращающийся затем в угря. В мифах микронезийцев повелитель небес и морских рыб Риики предстает в облике угря. Он также начертал направление всех ручьев на планете, русла которых извиваются как тело угря. К делам небожителей причастен и “филиппинский” угорь. Верховное божество филиппинец багобо создал землю и сотворил угря, который обвивается вокруг земли и сотрясает ее. Рыбаки польского Поморья устраивают угощение угрями в день, посвященный Богородице и называемый ими днем “Угревой Божьей Матери”. Угри ловятся в сети ночью в наказание за то, что они хвастались перед Богом, что их никому не удастся поймать.

КАМБАЛА

Способность этой рыбы принимать окраску дна породила множество забавных историй. Рассказывают, например, что, если положить камбалу на шахматную доску, то вскоре она приобретет клетчатую окраску. А вот как легенда объясняет происхождение камбалы. Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится Спаситель, она сказала, что готова будет поверить этому, если рыба, одна сторона которой была уже съедена, вновь оживет. В ту же минуту рыба ожила и была пушена в воду. Так появилась на свете однобокая камбала. В другой легенде, бытующей среди рыбаков польского Поморья, говорится, что камбала, узнав, что рыбы выбрали себе в короли селедку, так скривила рот, что он навсегда у нее таким кривым и остался.

ЕРШ

Мала и неказиста эта рыбка. Однако же довольно... ершиста. Так обычно в народе говорят о злых людях, которые, вполне возможно, связаны с нечистью, что обитает в подводной “ершовой слободе”. Об утонувшем в селах так и говорят: “Ушел в ершову слободу”. С ершом у рыбаков связана плохая примета: если ерш попадется при первом улове, промысел будет неудачный. В сказке о мужике, взявшем в жены дочку черта и убежавшем с ней, дочь черта, спасаясь от погони, превратила мужа в море, а сама обратилась в ерша. Нанайцы для отпугивания злых духов над входом в жилище вешают высушенного ерша с раскрытой пастью.

СТЕРЛЯДЬ

Рыбы не просто так плавают по рекам и морям. Их движение подчинено определенному порядку. У многих рыб есть свой подводный пастух, властелин, царь. Согласно, например, нижегородскому поверью, стерляжий царь обитает в реке Суре. Его жилище убрано самоцветами и жемчугом и находится в глубокой яме на самом дне реки. Там он живет со своей женой - водяной русалкой. В ясные лунные ночи она выходит на берег, садится на камень и расчесывает золотым гребнем свои зеленые, как тина, волосы, а стерляжий царь плещется возле нее и трется о ее белую ногу. Если кто-нибудь из рыбаков увидит ночью эту картину, то ни одной стерлядки ему уже больше не поймать.

ЛОСОСЬ

У многих народов есть предания о гигантских рыбах, на которых держится земля. Чаше всего в качестве такой “опоры” выступает кит (или три кита). Однако и некоторые другие рыбы способны удержать на себе земную твердь. У айнов, например, океан (“верхний мир”) с дрейфующими по нему островами, расположен на спине гигантского лосося. Когда лосось шевелится, на островах происходит землетрясение, а в океане -приливы и отливы. Во время штормов суда гибнут, так как их глотает лосось. Это не только мощная и сильная рыба. Ей не занимать и мудрости. Ирландский мудрец и провидец Финн приобрел мудрость, отведав лосося мудрости.

ЩУКА

Эта рыба - символ прожорливости и агрессивности - является воплощением многих злых существ. Водяной дух удмуртов Ву-мурт в виде пятнистой щуки обитает в самых глубоких омутах. Сарт-Лунгом у хантов называется дух, который прячется в чреве огромной щуки, способной переворачивать лодки. В скандинавской мифологии обладатель рокового золота карлик в виде щуки плавает по морям. Его ловит бог-насмешник Локи и отнимает золотой клад. Культурный герой карело-финской мифологии Вяйнямейнен, уплывая из загробного мира на лодке, застрял в хребте гигантской щуки. Пребывая там, он, не теряя времени, создал из хребта струнный музыкальный инструмент кантеле. На лбу у щуки якобы видны крест и копье, которым был пронзен распятый Христос.

ОКУНЬ

В народно-рыбацком представлении окунь, как чернобровая красавица с крутым характером - и хочется, и колется. Острые плавники, красный хвост и крепкая плотная чешуя, испещренная темными полосами, делает окуня задирой-красавцем, франтовитым подводным молодцем. “Окунец-молодец, повернись передом - поговорим с тобой!” - шепчут рыбоуды, поплевав для удачи на червяка. В сказках окунь-шустряк занимает не последнее место в свите подводного владыки. “Становится, как окунь против воды”, - говорят в народе о тех, кто может постоять за себя и дать отпор обидчику. А набравшись пиратского опыта и поистрепав о камни и крючки свои тельняшки, молодые окунцы могут даже стать и первыми приближенными рыбьих атаманов. Окунь стал спасителем удмуртского бога Кыддысина. Вот как это произошло. Появившись среди людей, бог принимал обличья разных зверей и птиц. Однако охотники везде его настигали. И только превратившись в окуня, божество сумело исчезнуть в реке. Там даже опытные удмуртские рыбари не смогли его достать.

ЛИНЬ

“Вот камыш поднимает щетины, гром гремит, предвещая теплынь. И тогда-то выходит из тины отоспавшийся за зиму линь” - у кого после этих строк не тенькнет что-то сокровенное в душе и не разыграется воображение, рисуя картины затянутых ряской таинственных плавневых водоемов. Здесь-то и обитают лини, в характере и привычках у которых много загадочного и магического. Линя недаром называют “цыганской рыбой”. Возможно, имеется в виду их черный с золотистым отливом по бокам цвет. А может, речь идет о неких колдовских способностях. Скажем, врачевать людей. “Пополощи в вине живого линка и заставь съесть своего легкоголика,” - советовали сельские знахари женам, чьи мужья были подвержены губительной привычке. Немецкие рыбаки называли линя “рыбным лекарем” - считалось, что раненые рыбы трутся около линей, и раны быстро заживают.

СЕЛЬДЬ

Слово “князь” встречается в названии сельди с розовыми плавниками, которая плывет впереди стаи. Речную сельдь называют бешеной рыбой или бешаницей. Волжские рыбаки верят, что съевший ее станет безумным. Поэтому, выловив эту рыбу, бросают ее обратно в воду. Шотландские рыбаки верят, что сельдь уходит от берега, где было совершено самоубийство. Еше одно поверье утверждает, что если в сезон лова сельдей на берегу произошла драка и была пролита кровь, косяк уйдет от берега и не вернется до конца сезона.