Эхолот Matrix + HandHeld навигатор в исполнении portable своими силами.
Сергей Зюзин (Zuzik)
z103@list.ru

При доработке эхолота и ящика под него ни одна деталь серьёзно не пострадает
(дырочки в ящике можно будет, чем ни будь заклеить).

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Эхолот вместе с навигатором и аккумулятором установлен в небольшом ящике, типа сундучка.
Благодаря кронштейну, закрепленному в ящике, эхолот может поворачиваться из горизонтального положения (транспортное) в вертикальное (рабочее) и фиксироваться не только в крайних, но и в любых промежуточных положениях.

Ящик

Купить (в автомагазине, или в магазине, торгующем инструментом) ящик для инструмента (сундучок), габаритами, примерно, ШхВхГ 300х150х170. Главное, чтобы эхолот с прищёлкнутой верхней частью штатного кронштейна помещался горизонтально в ящике на уровне разъёма основания ящика и крышки.
Зачастую, слабым местом таких ящиков является крепление ручек - под большим весом ручки могут выскочить из гнёзд. Чтобы избавиться от этой неприятности, нужно с обеих сторон установить упоры для ручек. Для того чтобы внутрь ящика, через негерметичное крепление ручек не попадала вода, на крышку изнутри наклеить кусок пластика (оргстекла).

ДОРАБОТКА ШТАТНОГО КРОНШТЕЙНА

Штатный кронштейн Матрикса состоит из 2-х частей, соединённых шарнирно: первая крепится к лодке, на вторую надевается эхолот.
Шарнир разобрать, нижнюю часть выкинуть. В итоге в руках окажется верхняя часть кронштейна с двумя ушками.

Ось

Пластиковую трубку D 25 мм отрезать вровень с ушками штатного кронштейна Матрикса, а лучше, на 1 мм меньше. Это будет ОСЬ. Ось. Вид с торца.
Два болта М8 вставить их в ОСЬ головками внутрь так, чтобы наружу торчали резьбовые отрезки, длиной 10 мм.
Залить внутренность оси эпоксидкой. (на фото видны три отверстия, через которые медицинским одноразовым шприцем внутрь оси заливается эпоксидка.)
Желательно совместить оси болтов, надев, перед заливкой, на них шайбы (я использовал резиновые), плотно входящие внутрь трубки.
На концы болтов вровень с торцами оси навернуть гайки с фланцами.

Распорка

Для того чтобы при затяжке гаек не загнуть, а затем не сломать ушки кронштейна, из другого отрезка той же трубы сделать РАСПОРКУ – отпилить кусок такой длины, что бы он плотно помещался внутри, между ушками, затем распилить его вдоль.

П-ОБРАЗНЫЙ КРОНШТЕЙН крепления эхолота В ЯЩИКе

Отпилить от П - образного профиля шириной 80 мм и высотой, примерно, 60мм (я использовал пластиковый кабельный канал 80х60) отрезок, равный внутренней высоте ящика (крышка ящика будет ложиться на профиль, обеспечивая дополнительную жёсткость).
Боковины профиля и его верхнюю часть подрезать по месту.

МОНТАЖ

Общий вид компоновки ящика. Установить профиль вертикально в ящик, широким основанием к задней стенке (там, где шарниры крышки).
Надеть эхолот на кронштейн и, держа горизонтально (экраном вниз, кронштейном от себя), вдвинуть кронштейн в профиль.
Сдвинуть профиль с эхолотом вдоль задней стенки, пока эхолот почти не упрётся в левую стенку ящика (место справа пригодится для аккумулятора).
В этом положении закрепить профиль винтами М3 с гайками на задней стенке.
Разметить и просверлить отверстия D 8,1мм (по диаметру болтов) в боковинах профиля под ОСЬ.
Вставить распорку между ушками кронштейна и продеть ось через ушки и распорку. У меня получилась слишком длинная ось – эхолот проворачивался на оси L , поэтому пришлось просверлить кронштейн и закрепить его на оси двумя винтиками.
   
Раздвинуть боковины профиля (вот для чего профиль должен быть пластиковый или не из безумно толстого металла) и установить в просверленные отверстия ось с надетым на неё кронштейном. На ось надеть шайбы и навернуть гайки “барашки”.
Если всё сделано правильно, то, ослабив затяжку “барашков”, можно вращать кронштейн с эхолотом от горизонтального положения экраном вниз, до вертикального и чуть дальше.
Вот здесь, обязательно, понадобится подрезать профиль.
Вдоль правой стенки установить аккумулятор.
Аккумулятор 4 А/ч не возвышается над линией разъёма крышки – очень хорошо, свободное место в крышке ещё пригодится для крепления навигатора.
Тяжёлый аккумулятор не даст ящику перевернуться под тяжестью развернутого в рабочее положение эхолота.
На крышке ящика, справа, над аккумулятором закрепить навигатор.
Я использовал обрезок кабельного канала Legrand 34х100 без крышки. Гармин 72 отлично входит в него с небольшим натягом.
Для удобства извлечения навигатора, в левой боковой стенке короба сделать пропил.

Ограничители откидывания крышки ящика

Навигатор со встроенной антенной лучше всего работает в вертикальном положении, когда антенна направлена вверх.
Для того чтобы навигатор, закреплённый на крышке ящика всегда “смотрел” вверх, необходимо сделать ограничители откидывания крышки.
Ограничители представляют собой две пластиковые полоски, соединённые шарнирно. Свободные концы полосок закрепить на стенке ящика и крышке соответственно.

РАЗЪЁМ для подключения навигатора

Выпросить на работе у СИСОПа компьютерный разъём RS232.
Разобрать.
Распилить (расколоть) вдоль.
Склеить со сдвигом.
Отпилить участок с шестью штырьками.
Припаять кабель и залить всё эпоксидкой.
В качестве кабеля я использовал шнурок от сломанной мышки – достаточно эластичный и с готовым разъёмом.
Когда эпоксидка схватится обработать напильником.
Самодельный разъём, а так же разъёмы питания и датчика глубины штатно закрепить на кронштейне.
Для того, что бы слишком длинный кабель датчика глубины не путался под ногами, я оставил 2 м свободными, а остальной кабель, смотанный кольцами, закрепил хомутами на дне ящика.
Кабель питания укоротил.

Распайка


Вот и всё!!! Теперь, чтобы привести аппаратуру в рабочее положение, надо:
1. Открыть крышку.
2. Ослабить “барашки”.
3. Повернуть эхолот.
4. Затянуть “барашки”.
5. Включить питание на эхолоте и навигаторе.

Из ящика выходит лишь один кабель – на датчик глубины.
Ни чешуйки, ни хвоста!

Copyright © 2004 by Victor Vlasenko
Изменен 08.12.2004