Записки начинающего моториста.
Станислав Гайсин г. Сургут
stg1@list.ru

Дело новое – незнакомое…

Сказать прямо – в мотористы записан недавно… в связи с этим не стоило бы писать отчеты о собственном опыте, но пройдено немало, не мало проанализировано и прочитано, в – общем, накопились знания, которыми можно поделиться с теми, для кого вопросов в освоении водных пространств с помощью лодки и мотора больше чем ответов…

Мечта о моторной лодке была давно и как это обычно бывает осуществилась не тогда, когда хотелось и не так, как хотелось. Есть люди у которых получается наоборот, я таких видел, но о них я вам потом расскажу. Так вот началось все не так…

Сначала был мотор… По случаю, на выгоднейших условиях был получен мотор японского производства – YAMAHA 20 CMHS, вполне пригодная техника для самых острых рыболовных позывов, под мотор подбиралась лодка, хотя подбором я бы сейчас это действие называть не стал – была подобрана ПВХ – транцевая лодка “Корсар Флинт 360”, подходящая для использования с подвесным мотором вышеописанной мощности, тем не менее, как в последствии выяснилось – выбор был крайне удачным. После сезона жесткой эксплуатации нареканий к лодке нет никаких, а вот мотор – встал, причины были найдены только через пол года, но это тема отдельной статьи… Второй сезон лодка проходила под мотором “Нептун - 23” с электронным зажиганием и тоже без нареканий.
Вот и весь рассказ об использовании, теперь конструктивная часть повествования…

Выбор ПВХ – лодки…
Чтобы подобрать себе то, что действительно необходимо, надо честно, без дураков, признаться себе: куда, с кем, на сколько вы будете на своем плавсредстве ходить…
Если вы допустите ошибку на этом этапе, то вас ждут жестокие разочарования на водоемах до покупки следующей лодки, конечно вы можете подумать, что это не так, но практика докажет вам обратное.
Проблема вот в чем: перед покупкой лодки и мотора вы, как порядочный человек начнете изучать соответствующую литературу, то есть читать рекламные проспекты и статьи из рыболовных журналов (более серьёзной информации вам найти не удастся, потому что её нет…) и на основании полученных знаний начнете делать оргвыводы… Масла, в зажженный статьями огонь, добавят речи продавцов, слабо разбирающихся в лодках – моторах. Они будут рассказывать вам, что купив у них лодку вы точно сможете идти на ней по Тихому или Северному Ледовитому океану и брать на буксир потерявшиеся во льдах танкеры, раздвигая айсберги упругими бортами… Поверите вы не всем продавцам, а только самому талантливому, но качество вашего выбора от таланта продавца не находится даже в отдаленной зависимости…
Вот вам реально важные, проверенные практикой (очень многими рыболовами - охотниками) параметры лодки, по которым надо делать выбор.
  • 1. Длина, ширина лодки. Влияет на пассажировместимость и грузоподъемность. Стоит помнить, что рассчитывать только на вес пассажиров не надо, скорее, при выборе лодки правильно будет умножить общий вес пассажиров на 2 или даже на 3, в этом случае у вас будет лодка готовая принять на борт достаточное количество горючего, скарба и мотор (он тоже весит…).
  • 2. Объем кокпита. Кокпит это полезное пространство между бортами. Чем больше его ширина и глубина – тем лучше. Большая ширина позволяет разместить правильнее груз и с комфортом разместиться самим. Этот параметр отсутствует в описаниях лодок, но расчитать его можно с помощью рулетки и калькулятора (если кто- то не умеет им пользоваться – то можно и в уме), хотя если посмотреть на накачанную лодку, то и так становиться ясно – мало там места или достаточно.
  • 3. Диаметр баллона и количество отсеков. Чем больше диаметр и чем больше количество отсеков - тем лучше, эти параметры влияют на непотопляемость, статическую и ходовую остойчивость.
  • 4. Транец. Сразу следует заметить, что транцы (транцевые доски) бывают вклееными и впаянными. Что лучше? Мнения водномоторников по этому поводу расходятся. С одной стороны – впаянный транец – надежнее, с другой стороны – был слух, что при использовании в мороз у них есть тенденция к раскалыванию пайки… верится с трудом, да и кто будет гонять на открытой лодке в откровенный мороз?! Лично я за впаянный транец.
  • 5. Пайол (палуба). Бывает алюминиевый или фанерный. Если вы хотите оставить пайол на память об умершей от времени лодке – то выбирайте модели с алюминиевым пайолом, в конце концов его всегда можно сдать в цветмет… А вот к чему надо серьезно отнестись в пайоле, так это к стрингерам. Бывает что стрингеры, скрепляющие секции пайола, включают в себя два профиля – на каждую сторону по одному, а бывает, что четыре… В любом случае лучше найти место где можно купить профили во всю длину (то есть во всю длину, которую можно соединить… разберетесь…) пайола. В этом случае на ходу пайол не будет “гулять” при условии адекватного давления в баллонах. Кстати этого давления вы вряд ли докачаетесь штатными “лягушками”, нужен путевый насос, его в большинстве случаев приходиться покупать отдельно. Чуть не забыл, бывает еще надувной пайол, называемый в народе air – deck, вот это уж точно не то, что нужно…проверено…
  • 6. Материал. Даже не думайте, что реальные данные о материале изготовления вы найдете в паспорте лодки… все равно обманут, тем более, что качество тех или иных материалов может быть далекими от заявленного, причем не в лучшую сторону, а скорее в сторону удешевления производства… Надо просто посмотреть (глазами и пальцами) насколько он плотный и армированный, если он достаточно плотный и достаточно армированный, то – хорошо, большего количества информации вы не получите, да и не нужна она вам…
  • 7. Происхождение лодки. За редкими исключениями вы никогда не определите среди лодок представленных на рынке России, где они произведены. Отсюда вывод: надо при покупке не пожалеть время на то чтобы хорошенько лодочку рассмотреть… нет ли дырочек, не отходят ли швы, хорошо ли приклеены рымы, привальный брус, уключины, килевая накладка и прочие дельные штуковины, если качество устраивает, то - полный вперед…

Отдельная тема - обводы днища.
ПВХ – транцевые лодки задумывались как глиссирующие, большинство из них такими и получились, но не все лодки глиссируют так, как хотелось бы.
Если рассмотреть некоторое количество лодок, то станет ясно, что у всех обводы почти одинаковы – в районе миделя – обводы тримаранные с разным углом килеватости у разных лодок, в районе транца – тоже тримаранные, только со значительно меньшим углом килеватости и почти одинаковые у всех лодок, ну во всяком случае очень похожие.
Если не вдаваться в подробности, то большой киль на миделе при волне до 1 м не помогает, а при волне меньшей – даже вредит. Вместо ровного глиссирования с минимальным кормовым дифферентом на 1/3 - ? части дна, он задирает нос лодки в результате заставляя идти лодку на трех - четырех точках опоры и почем зря срываться в дельфинирование, также уменьшение площади опоры при глиссировании увеличивает ходовой крен от реактивного момента винта при использовании моторов допустимой и завышенной мощности. Важно еще и то, что словить “оверкиль” на лодке с большой килеватостью на миделе – проще, для крутого оверкиля даже ветер не пригодиться, достаточно простой неосмотрительности кормчего, хотя таких случаев - немного… Примерно тот же эффект появляется у некоторых лодок с задранным носом. Положим, что у вас лодка как раз с задранным носом и развитым килем… чтобы избежать проблем, на таких лодках найтовать груз в носу просто необходимо…, что характерно: конструкторы этих лодок это знают, поэтому в кокпитах клеят крепежные рымы…(ну не маразм ли?)…
В – общем по опыту: киль на миделе должен быть чуть – чуть ниже бортов, иначе он себя покажет не с лучшей стороны.
(И еще одно: принято считать, что киль положительно влияет на управляемость – это почти ошибка, на месте производителей я бы в кормовой части баллонов присобачил бы подобие продольных реданов, вот это бы точно повлияло на управляемость… пока думаю, как это сделать на своей “посудине”…)
ВЫВОД: Идеальной надо считать лодку, глиссирующую в положении близком к горизонтали.

Еще одна отдельная тема - моторы.
Что бы добиться от лодки демонстрации полного комплекта её возможностей нужно ставить мотор максимально разрешенной для этой лодки мощности. Одним из узловых условий по выбору марки я бы назвал наличие сервиса, только если этот сервис есть, вы сможете подобрать “правильный” винт и просто обслужить мотор при его поломке или прочих ситуациях…

Чтобы выбрать мотор из всего того, что представлено на рынке, надо шибко напрячься.
Вопрос первый: двух – или четырех – тактный. Достоинств и недостатков у этих систем масса, тут ничего не посоветуешь… Единственный вопрос, который меня волнует (поскольку мотаюсь по большей части в местах глухих) – какова вероятность того, что я выживу с этим мотором в случае возникновения нештатной ситуации, например: утонул “четырехтактник”, а я в ста пятидесяти километрах от цивилизации и помощи ждать неоткуда… скорее всего, это звездец…
Вопрос второй: экономичность… Очень смешной вопрос, дело в том, что есть два принципиально разных понятия: расход топлива и удельный расход топлива.
Именно последний параметр обычно не афишируется производителями, потому, что часто показывает отнюдь не выигрышное положение мотора…
Вообще по поводу моторов все разговоры сводятся обычно к следующей формуле:
- Сузуки лучше, чем Ямахи!
- Ну чем, чем лучше?!!
- Чем Ямахи!
Не буду уподобляться, хотя бы по простой причине: все моторы разные… Скажу одно: если у вас денег, как у дурака – махорки, то какая вам разница, что покупать, а если это не так, то стоит посчитать как и когда окупится разница в цене между моторами разных систем и производителей с учетом расхода горючки, скорости и пр… простая арифметика и ничего личного…
Откровенно говоря, некоторые тонкости можно было бы ковырнуть поглубжее, только пока желания нет, а если появиться – обязательно отпишусь…

Станислав Гайсин
г. Сургут
Ноябрь 2005 г.


Copyright © 2006 by Victor Vlasenko
Изменен 10.05.2006