Тайга против “Тайги”.
Станислав Гайсин г. Сургут
stg1@list.ru

Ода снегоходам.

Простенькое дело - купили мы тут два снегохода “Тайга” (белую и синюю) для собственных разведочно – рыболовно – экспедиционных нужд.
После месяца эксплуатации в условиях жестких, но все же не экстримальных нам есть о чем рассказать.

Для начала:
Снегоход “Тайга” - двигатель с табуном почти в пятьдесят лошадок, две лыжи, одна “гусянка” шириной около 60 см, вариатор, бензобак. Все просто, но со вкусом…

Первые впечатления – на пять с плюсом!!!
Но более 1000 километров снежной целины, леса, “буранок” и зимников выявили, что в машине тьма недостатков, которые пришлось устранять в условиях далеких от идеальных, при ощутимой нехватке запчастей, инструмента и теплого бокса.

Покупка.
Ничего сложного – оплатили и забрали, предварительно заглянув, куда только можно – все вроде бы чистенько, вроде все на своих местах, нормально в – общем. На том и успокоились… красивая техника, что тут еще выяснишь, особенно когда не знаешь куда смотреть?!

Обкатка.
Почти сразу за покупкой решили обкатать. Согласно инструкции цикл обкатки – 300 км.
Поехали по делу за сто пятьдесят километров – как раз и обкатаем.
Впечатления такие: скорость при загрузке человек + полный бак + 40 литров бензина на багажнике (в него отлично входят две двадцати литровые канистры) – до 90 км/ч при заявленной скорости – до 100 км/ч (но сильно машины не напрягали – обкатка ведь… нельзя!).
Расход топлива около 20 литров на сотню (по паспорту – 18 литров на 100 км).
Машины идут крайне мягко, преодолеть сто верст на них – нет проблем – не устаешь.
Мелкие кочки подвеска просто “глотает” - нет характерной для “Буранов” тряски.
На “зимниках” снегоходы крайне устойчивы, легко входят в крутые повороты, причем с такими углами, при которых автомобиль выкинуло бы с дороги в два счета. А снегоходам – хоть бы что! Только попу слегка закидывает, но тут же все становиться на свои места.
За 300 км пути – только одна неприятность.
Съехали с зимника на “буранку” (буранный след) и через сто метров движения с самой малой скорость одну “Тайгу” выбрасывает (до полной ночной темноты – меньше часа, а до ближайшего жилья 20 км )… Осмотрели повреждения – оказалось, что вырвало шарнир (что – то вроде шарового) из наконечника рулевой тяги правой лыжи… Соответственно - лыжа погнута и завернута под двигатель… Ремонт занял минут 30 – 40.
Сняли глушитель, вывернули наконечник, вставили шарнир на место, закрепили его с двух сторон шайбами (случайно оказались в кармане одного из “водителей”), чтобы уже никогда не вылетал, слегка разогнули лыжу (в наборе инструмента не было монтажки, а она необходима!). Вернули все на свои места и потихоньку поехали дальше.
При детальном осмотре утром выяснили очень неприятную вещь – один из снегоходов уже эксплуатировался. Разпломбирован привод спидометра, на дне моторного отсека – стреляная гильза от карабина, масса еловых иголок и какие – то шайбочки - болтики. У нас нет оружия и иголки нам собирать было негде – ехали зимниками…

Обкатали…
Предстоял очень серьезный разведочный поход - в одну строну не менее трехсот километров полного бездорожья фортификационным зигзагом. Нужны были путевые сани. Изучили предложения и решили отказаться от саней в пользу грузовых нарт, их сейчас делают ханты только на Малом Югане. Съездили на Малый Юган и купили двое нарточек длиной более 3,5 метров каждая. Сделали мы это не зря - покупка себя оправдала полностью!!!
Подготовились, загрузились (в каждые натры по 250 кг груза), заправились (по сорок литров в бак, по сорок литров на багажник и двести литров с собой) и вышли в неизведанное! Описывать весь переход нет смысла… красота дикой природы – вылетающие из – под лыж стаи тетеревов, перебегающая реку лисица, след спугнутого лося, соболиные тропы, морозное солнечное утро, звездные ночи полные звуков, чум, избы, печки, еда – макароны или рис с тушенкой и чай, чай, чай из талого снега!!! Всего этого и много другого было – во множестве!!! Счастье!!!
Но тут рассказ об эксплуатации снегоходов, посему об этом и расскажем.

Началось все как обычно все и начинается – с начала…
Выехали, шибко боялись, что снегоходы не потянут нарты с грузом по дороге, как выяснилось - боялись зря. Потом боялись, что по зимнику не потянут, тоже зря. Потом боялись, что по целине не потянут… совсем зря… Нечего боятся, даже такая нагрузка при мощности 47 лошадок – пустяк, но что-то стало с расходом топлива, не то что-то… Посчитали – вышло в среднем примерно 45 литров топлива на сто километров (а максимальный расход был на уровне 60 литров на сто километров). Поменяли режим езды (первая передача и 30 км/час) и вышли на средний расход 35 – 40 литров на сотню… много конечно, но все – таки!!!
Сгорела лампочка (галоген) – поменяли, сгорели также лампы задних габаритов на обоих снегоходах, днем они не нужны, а ночью и в сумерках – ехать следом сложновато…
Преодолели еще один страх перед крутыми подъемами – где просто “залетали” сходу – с разгону, а где приходилось натаптывать буранку и только после этого перетаскивать нарты.
Маневренность. “Попали” всего один раз. Не смогли проехать между двумя матерыми елями по следу “Бурана” - при определенном расположении препятствий и угле поворота между ними – вывернутые лыжи не дают возможности проехать. В остальном – везде не хуже “Бурана” с короткой гусянкой.
Чуть не забыл: мы сразу установили пластиковые накладки на лыжи. С ними тоже обошлось не без проблем - в штатные отверстия они не крепятся, пришлось сверлить новые дырки “по месту”.
С установленными накладками - проблем нет. Снегоход не зарывается в снег, отлично идет по лесу и болотной целине. Есть другой недостаток – форма профиля накладок, иногда бывает сложно вписаться в крутой поворот (между деревьями) - снегоход “тянет в сторону”, противоположную направлению поворота. Думается, что этот синдром можно “вылечить” добавив на лыжи дополнительный боковой упор (это уже работы далекие от регламентных), то есть “присобачить” более выпуклые “направляющие”.
Короче, если не вдаваться в тонкости, то все шло нормально, но не всегда!!!

“Жить стало проще, жить стало веселей!”.
От промежуточного лагеря вышли в глубокую разведку – около сорока километров в одну сторону. Температура +2 С. Снегоходам этот факт явно “не по душе”. По мокрому снегу ползут с натугой, забрасывая снегом, вылетающим из – под накладок, собственный капот, лобовое стекло и седоков. Еще одно несовершенство формы. На переднем конце накладок нужны какие – то отбойники. Мы их делать не стали (не до того было). С чего – то вдруг не завелась одна “Тайга”(Белая). Залезли в подкапотное пространство и выяснили, что перетерло шланг подачи топлива (используются шланги, как для капельницы). Схимичили кое – чего.
Так вот… разведку сделали и одним снегоходом ушли по – темну в лагерь за бензином.
Едем мы, значит, к лагерю (на синей “Тайге”) и уже на подъезде, чувствуем, что – она не тянет двух человек без груза… еле едет…
В лагере с нартами она встала совершенно, как вкопанная, даже если толкать – ехать не хочет. Полазили по ней с фонариком, решили, что оказия - с вариатором, однако на утро выяснилось, что это совсем не так. Все было гораздо хуже… оторвало все четыре подушки крепления двигателя (кстати, ездили мы абсолютно спокойно, никаких прыжков и сильных ударов не было и в помине…). Вращающийся вариатор при этом притягивался к редуктору - напрочь разнес и замкнул датчик включения задней передачи (до этого злоключения при включении задней передачи снегоход начинал пищать). Благо в ЗИПах оказалось три новые подушки (на два снегохода!!! То есть один ЗИП был разукомплектован!)
Опять пришлось “шевелить мозговой извилиной”… Из разорванных напополам подушек смастерили подушки со сквозным отверстием. Решили поставить штатные подушки назад, а переделанные - вперед. Нужных болтов для крепления передних, конечно же, под рукой не оказалось… Осмотрели мотор, кумекая, откуда бы снять чё лишнее… и тут же нашли подходящие по диаметру и по длине болты – крепление стартера. Сняли их и заменили остатками подушек (они уже не пригодились бы…). Тут обнаружилось еще одно интересное конструктивное решение… выяснилось, что кронштейн стартера крепится к “блоку” винтами диаметром 6 мм, а сам стартер к этому кронштейну – болтами диаметром 10 мм ?!!! Зачем?! Не понятно! Да и вообще со стартером было что – то не то. Он был расположен относительно маховика так, что бендекс выдвигался недостаточно, отчего площадь зацепления зубьев была в два раза меньше, итог – добрая половина зубьев маховика – отломана, а на приводящей шестерне стартера - видимый износ.
Ну, да ладно… починили и поехали… Дальше…
Два раза нам очень сильно “повезло” - дважды “со всей дури” влупились в наледь…
Снегоходы с нартами пришлось практически выносить на руках… и чистить ото льда подвеску ножами и пешней…Бойтесь наледи!!! Хлопот - море!!!
На этом бы закончиться бы неприятностям, так ведь нет!
Несколько раз приходилось нам “влетать” на крутой берег, то есть брать подъемы градусов в сорок – шестьдесят. Выяснилось, что при отрыве лыж от земли понять, куда именно упадет снегоход – может только Верховный Бог – Торум. То есть “вылетаешь” на берег, и ложишься на борт упёршись отбойной рамой в какую – нибудь сосново – еловую березу!
Рама гнется, как сука… от малейшего удара о деревья. И как следствие – от её товарного вида скоро остается только воспоминание… Хотя деревца диаметром до 7-8 см – сносит запросто.
На обратном пути случилось еще одно событие требующее отражения.
При движении по целине с гружеными нартами умер ремень вариатора и возвратная пружина.
Хорошо, что менять ремень – проще простого – подсовываешь под него отвертку у шкива редуктора и последний проворачиваешь – ремень снят (и оставлен - про запас). Одеть новый ремень не сложнее.
При смене ремня не нужно ничего разбирать, только отстегнуть и снять кожух. С пружиной разобрались “по законам военного времени” - выкинули отломыш (аккуратно положили в бардачок – на всякий случай), а остаток вернули на место.
И, пожалуй, последнее на текущий момент: есть у “Тайги” на приборной панели такой тумблер – включение подогрева рукояток… отличная вещь, при температуре – 15 С можно ехать без рукавиц. Так вот – после 600 км пробега – подогрев сломался. В причинах пока не разбирались, но если сгорел нагревательный элемент, то руки греть больше не придется…
Что это все о плохом, да о плохом?!

В – целом…
Машины для России – хорошие, недостатки – устранимы, как и на любой отечественной технике. Ремонтопригодность – на высоте. Проходимость и скорость –на высоте. А остальное домыслим и доделаем!!!

Станислав Гайсин.

Copyright © 2006 by Victor Vlasenko
Изменен 10.05.2006