“Осенний марафон” или сентябрьский сплав по р.Кизир.
В.Власенко Москва
boroda@vlasenko.ru

“… облака плывут, облака…
не спеша плывут в Абакан …”
Желание забраться на одну из сибирских рек для сплава присутствует внутри серого мозгового вещества постоянно, но, к сожалению, реализация данного желания связана с кучей внешних факторов, в большинстве случаев не зависящих от нашего желания.
Просматривая варианты такого сплава была выбрана р.Кизир, как один из возможных бюджетных вариантов, заброска на которую не связана с авиацией, а конец маршрута находится рядом с железнодорожной станцией, что немаловажно для более-менее гарантированного по срокам возвращения в “родные Пенаты”.
По срокам был выбран сентябрь, чтобы избежать толкотни как на железнодорожном транспорте, так и на маршруте (большинство туристских групп стараются пройти маршруты до 1 сентября, чтобы успеть к началу учебного сезона). Кроме того, нахождение на реке в сентябре привлекательно с точки зрения более активного клева рыбы.
Исходя из вышеприведенных соображений началась работа по формированию группы… Сначала все было хорошо, потом осталось 3 человека, за месяц до начала осталось два…

30 дней до старта. Встречаемся с Адмиралом у касс для покупки билетов…
Основной вопрос – “плывем или нет вдвоем к черту на куличики?”…
Смотрим друг другу в глаза взвешивая все, свои силы, возможность вырваться с работы на месяц, отсутствие населенки в месте сплава, технические трудности при перетаскивании груза в группе из двух человек и… решаемся !…
Билеты Москва-Абакан и обратные Абакан-Москва в кармане и отступать некуда. Только вперед!

25 августа. Отзвонился из Красноярска Urry, договоренность о заброске на байдах в верховья Кизира есть. Вечером загружаемся в поезд и тихим ходом убываем в Абакан. Впереди 75 часов в поезде, можно отоспаться и забыть о работе, проблемах и всей усталости, накопившейся за год в городе.

29 августа. Утром прибыли в Абакан. Контрольный звонок Urry, он уже на работе в Москве и сообщает что вода большая, а в Красноярске выпал снег… Принимаем информацию к сведению. Наша задача – добраться до начальной и конечной точки маршрута - пос. Кордово (рядом со станцией Кизир). Ждать местного поезда пол дня невмоготу и договариваемся с частником, готовым нас “подбросить” за “умеренное вознаграждение”. Не доезжая 1 км до поселка прокол колеса на щебенке…
Вот мы и в “Хопре”…
Подготовка к дальнейшей заброске, закупка бензина, баня, отдых…

30 августа. Рано утром Максим и Виталик с которыми была договоренность о заброске в верховья помогают загрузить наши пожитки в байду, загружают ее канистрами с бензином, прочим скарбом и мы отплываем…
Включаем GPS и засекаем точку поселка… На берегу видим лагерь туристов, закончивших сплав на катамаране. Видимо мы будем последней группой, закрывающей сплавной сезон-2006. Через час проплываем последний населенный пункт и засекаем его координаты на GPS. Теперь впереди только река и тайга и все будет зависеть только от нас…
В середине дня подходим к Первому порогу. Просмотр порога. Обнос по берегу багажа, бензина, мотора и загрузка во вторую байду, размещенную выше порога. Засечка точки на GPS и продолжение заброски… Ночевка в зимовье…

31 августа. С утра дождь, но надо плыть… Загружаемся в байду и плывем вверх по Кизиру… Ближе к вечеру подходим к Третьему порогу (у местных он называется “четвертым”)…
Просмотр, обнос вещей, мотора и бензина, загрузка в третью байду и еще несколько часов ходу… Начиная от первого порога по ходу делаем на GPS засечки всех зимовий на экстренный случай – все может пригодиться… Еще одна ночевка в зимовье… Благо есть где просушиться после дождя…

1 сентября. С утра на сопках туман – идет испарение воды, пролившейся с неба накануне… Облачно и иногда моросит… Вершины сопок белые, выпавший снег не успел, да видимо и не успеет до следующего года растаять. Выплываем чуток попозже т.к. осталось ходу часа на четыре… Через пару часов сопки расступаются и мы вползаем на участок Кизира с кучей протоков. Пытаемся пройти по одной из них – натыкаемся на непроходимый завал. Суемся в другую протоку – снова завал. Еще одна протока – снова завал… В конце концов нашли протоку где завал минимален, притапливаем один из стволов в завале, проскребаемся байдой и плывем дальше… К 18.00 доходим до середины каньона расположенного выше впадения р. Кинзелюк (местные называют его “пятым порогом”). Все. Выше местные на байдах под мотором не ходят. Любуемся каньоном “изнутри”. Самосплавом спускаемся до выхода из каньона и разгружаемся на правом берегу. Перетаскиваем наши шмотки в зимовье. Чай, перекус и наши провожатые Максим с Виталиком покидают нас. Им еще надо засветло сплавиться к одному из зимовий в районе Третьего порога. Мы остаемся одни. Довольно быстро темнеет, моросит дождик и покусывает мошка. Подводим краткие итоги, а в голове вертится строчка из старой песни: “… сырая тяжесть сапога, роса на карабине, кругом тайга, одна тайга и мы посередине…”. В конечном итоге на текущий момент мы имеем: начало осени, 7 дней заброски, около 200 км по прямой до конечной точки сплава (около 190 км по прямой до ближайшего жилья), запас продуктов, баллоны от катамарана, снятый на GPS трек и точки с зимовьями и контрольный срок 18 сентября, чтобы успеть на поезд в Москву…
Смотрим с Адмиралом друг на друга и не верим, что мы здесь – в точке, к которой так долго рвались наши души из “суеты городов”. Потихоньку начинаем осознавать, что это не сон, а реальность. Свершилось! Теперь все зависит только от нас.

2-3 сентября. Живем в зимовье. Собираем катамаран. Бегаем по тропе над каньоном, любуемся и фотографируем местные красоты. Насыщаем организм витаминами из красной и черной смородины, малины… Полавливаем хариуса (по агентурным данным в Кизире выше Третьего порога кроме хариуса ничего нет). Хариус не рекордный, в среднем по 300-400 г. Погода вроде нормализуется - ночью около +1, днем около +5. Временами солнечно и на солнце тепло, но в тени прохладно…

4 сентября. Катамаран собран, загружен и мы начинаем сплав. Погода ухудшилась и с неба поливает дождь, но плыть надо… Сталкиваем нашего “оранжевого друга” в воду и отчаливаем. Вода нас подхватывает и резво несет над галькой. Средняя скорость потока около 6-7 км/час, местами до 10-11 км/час. Спешить нам некуда да и грести при таком раскладе не требуется. Занимаемся рыбной ловлей как с катамарана, так и с берега, когда причаливаем к симпатичным с точки зрения рыбалки местам. Через несколько часов сплава, когда чувство воды и катамарана восстановилось после годового перерыва и все маневры по управлению нашей посудиной уже выполняются на автомате решаем стать на ночевку. Подплываем к одному из зимовий и натопив печку обсушиваемся после дождливого дня…

5 сентября. Отсыпаемся в тепле и сухости до одиннадцати… (За время похода наши организмы так и не смогли адаптироваться к разнице во времени в 4 часа, поэтому поздний подъем стал правилом.) На улице вчерашняя погода – дождик и прохладно… Загружаемся и плывем далее. Проходим протоки с завалами, небольшой “галерный” участок… Оперативное время 19.30 – по GPS до зимовья, в котором ночевали при заброске около 10 км. Решаем плыть туда на ночевку и проплываем мимо двух зимовий не останавливаясь… 20.30 – подплываем к зимовью. Зимовье занято – двое местных туда забросились на охоту. Можно конечно потесниться и заночевать вместе, но мы решаем не обременять их и плыть до следующего зимовья, расположенного в 6 км ниже, несмотря на то, что уже начинает темнеть… 21.30 – стемнело, вода нас несет вдоль темных берегов, на которых зимовья уже не разобрать, хотя GPS показывает что до него 300 м, … 200 м, … 100 м, … 200 м, … 300 м, … 500 м… Усе! Зимовье мы проскочили, сидим на быстрой струе, кругом темень и надо где-то ночевать… 22.00 – удалось причалить в полной темноте на небольшой галечной отмели. После продирания сквозь прибрежные кусты и бурелом находим место под палатку, подтаскиваем катамаран к нему и разворачиваем лагерь. За “чашечкой кофе” обсуждаем дневной сплав. Приходим к выводу, что природа решила нас проверить “по полной” – сплав под дождем, при +5, ночная швартовка в темноте и т.д. (справедливости ради надо сказать, что в “ночном экстриме” мы были сами виноваты).

6 сентября. Природа пошла нам навстречу и погода стала улучшаться. Облачность рассеялась и выглянуло солнце (хотя теплее от этого не стало). Подсушив палатку и свернув лагерь продолжили сплав. На ночевку стали в 10 км выше Третьего порога.

7 сентября. Час сплава и чалимся по левому берегу перед порогом. Осмотр показывает, что с нашего последнего визита на это место вода в реке упала примерно на 1 метр. Здоровый “зуб” в середине первой ступени порога вылез из воды еще сильнее и две мощные струи хлещут наискось от него с двух сторон. Решаем не идти первую ступень и перебрасываем катамаран через обломок скалы в точку, где эти струи соединяются и есть небольшая “обратка”. Перебросив шмотье аналогичным образом загружаем катамаран, садимся на него и аккуратно сползаем в основную струю. Струя подхватывает нас и остальные ступени порога проплываем “со свистом” наслаждаясь “американскими горками”.
После порога проплываем над остатками местной байды на дне, той, которую утащило в порог с девушками-геологами, которые там погибли…
Еще несколько часов сплава, объединенных с рыбалкой… В уловах стал появляться ленок. Правда его размеры пока немного настораживают – в среднем грамм по 500-600, но надеемся что дальше будет больше… Хариуса ловить надоело, да и неинтересно – трофейных экземпляров не попадается, а стандарт в 300 г садится даже на Blue Fox #4…

8 - 13 сентября. Сплав, рыбалка… Погода нормализовалась – наступило “бабье лето”. Березы, которые были еще зелеными во время нашей заброски сейчас пожелтели и местами уже стоят без листьев. Рябина вся “в красном’ и сопки имеют нарядную зелено-красную раскраску. Второй порог (у местных – третий порог) и Семеновские шиверы (то, что местные называют вторым порогом) с технической точки зрения для сплава никаких сложностей не вызывают. Ночевки на ямах, мышкование, хотя и без результатов… На выходе из ямы (чуть ниже Второго порога) на воблер у Адмирала садится таймешонок-малолетка на 2,5 кг… Хотелось бы побольше, но увы… Малолетка отправляется домой в речку, а Адмирал все же принимает поздравления – хоть и малолетка, но это его первый таймешек… Из ленка попадаются экземплярчики поболее килограмма, один даже потянул на треху…

14 сентября. Накануне вечером и ночью шел дождик и небо все серое. Час сплава и подплываем к Первому порогу. Чалимся на правом берегу у “тропы обноса” и осматриваем порог. Вода сильно упала и если при первом нашем визите порог представлял довольно мощный, но технически простой слив то сейчас это два рукава с косыми заходами и необходимостью сложного маневрирования для нормального входа в главный слив. Погода пасмурная и решаем его обносить. Час на обнос и мы внизу порога. Начинается дождик. Продолжаем сплав…

15 – 17 сентября. Снова солнце. Продолжение сплава. Местное движение на реке активизировалось. Периодически мимо нас проходят местные байды забрасывая по зимовьям продовольствие и снаряжение на зимний охотничий период. По берегам ниже Первого порога довольно много зимовий, но останавливаться на таких участках особого желания нет – очень уж много следов техногенного влияния человека на природу. Проплываем мимо зимника… На одном из островов устраиваем дневку…

18 сентября. Последний день сплава. Ранний подъем, сворачивание лагеря и в путь! Приближение населенки ощущается все сильнее… По правому притоку идет мутная вода (там в верховьях моют золотишко) и вода в реке четко делится на две части – слева чистая вода Кизира, справа муть притока. Через 10 км вода в реке перемешивается и приобретает мутноватый оттенок. Кизир делает левый поворот и уже видна железнодорожная ветка, тянущаяся вдоль сопки. Нам осталось плыть еще около 10 км. Продолжаем облавливать реку делая спиннинговые забросы в интересных местах. Поклевка последнего ленка почти у поселка и он возвращается восвояси…
18.00 Трос переправы через реку – чалимся справа – сплав закончен…
Разбираем катамаран, переупаковываем вещи и направляемся к дому Максима…
Гостеприимная баня после долгой дороги – настало время “возвращаться в цивилизацию”.

19 сентября. Ночью перетаскиваем вещи на ст. Кизир и ждем поезда…
Благополучно грузимся в общий вагон и впереди три часа пути до Абакана. За окнами светает и начинает моросить дождик…
Вот и Абакан, весь в серых тонах под стать погоде и моросящему дождику. До нашего Московского поезда еще 7 часов и перетаскиваем рюкзаки и сумки в зал ожидания. Надо скоротать время…
Примерно через пол часа появляется местный сержант и делает проверку документов. Вроде успокоился, но настораживает вопрос к Адмиралу - “у Вас нет родственников в Биробиджане?”…?!
Через пол часа в зале ожидания вокзала появляется человек в штатском с собакой и пес начинает обнюхивать сумки и рюкзаки…
Проходит еще пол часа и местный сержант в серой форме снова подходит к нам и предлагает перенести наши вещи для досмотра в линейное отделение… Время у нас до поезда есть и мы спокойно соглашаемся. В линейном отделении срочно ищут двух понятых и сержант начинает с интересом исследовать содержимое нашего багажа. Особенно его заинтересовали наши комментарии, что тут в кармане сумки оргстекло для разжигания костра под дождем… “А что это такое?” – как будто не разу не слышал и не видел плексиглаза… Натыкается на батон колбасы, завернутый в холщевую тряпку и с недоумением его разглядывает, не верит, что это колбаса, а не резиновая дубинка… Внутри рюкзака находит нож компании “Южный Крест” Кузьмич-2 и глазки его радостно засветились… Все остальные вещи побоку, изымают нож, составляют протокол, берут отпечатки пальцев, делают фото цифровиком в фас, в профиль, под 45 градусов… На замечание, что это чистый хозбыт ссылаются, что они не эксперты и сейчас они вызовут эксперта, а пока изъятие завертывается и заклеивается в газету, обильно оклеивается бумагой с печатями и пропадает за дверью в соседнюю комнату. Еще часок мурыжат всякими вопросами… За это время появляется местный эксперт и приступает к экспертизе… Еще пол часа в компании “очаровательных представителей” данного заведения. Эксперт подтвердил, что это хозбыт и нам нож возвращают взяв с нас расписку, что мы его получили и попросив расписаться в протоколе, что в линейном отделении к нам не применяли грубую физическую силу… Да… Если у московского сержанта трудная жизнь, то она куда труднее в славном Абакане, где и людей поменьше и начальство построже и надо чем то доказывать, что не зря получаешь деньги из казны…
Четыре часа ожидания поезда мы скоротали, остается еще три… Обследуем туристические и рыболовные магазины Абакана на предмет местной экзотики, но такой не обнаруживаем.
Ну вот наконец и наш поезд Абакан-Москва. Грузимся и впереди еще долгая дорога домой.

22 сентября. Поезд медленно вползает на Ярославский вокзал…
Поход окончен…

P.S. Часть фотографий этого похода
можно посмотреть тут.

Вместо заключения или наблюдения и размышления…

1. О погоде. При подготовке к походу было два прокола – учитывая относительно низкую температуру в сентябре следовало бы прихватить неопреновые рукавицы под сплав. И второе, чего мы никак не ожидали – наличие в тайге в сентябре месяце мошки… Карандашик AUTAN-а нам бы не помешал…

2. О рыбалке. Специфика рыбалки у местного населения прослеживается довольно четко.
- для еды – в основном ставят на ночь сети и обязательно проверяют утром. По сетям – бог им судья, хорошо хоть не оставляют бесхозными в воде, как это часто практикуется многими сетевиками в европейской части...
- для души (и для еды) – под основной объект ловли – хариуса используют либо караблик либо балду. Иногда ловят в проводку.
По нашей оценке реки – основной интерес река может представлять для ловли хариуса нахлыстом, довольно много галечных отмелей по которым можно спокойно добраться для заброса на границу струи. По спиннингу – основные объекты ловли ленок и хариус, правда ловля хариуса спиннингом менее результативна, чем его ловля нахлыстом, на кораблик или на балду.
По мышкованию – все наши попытки отловить этим способом тайменя или ленка к успеху не привели, но тут скорее всего виновата “сама физиономия, а не ее отражение в зеркале”.

3. О снастях. Для рыбалки брали с собой набор спиннингов, перекрывающий по весовым тестам диапазон от 1,5 до 30 г. ( любимый переделанный Wonder Sense 702LRS 2.10 3-14 г., спиннинги самостоятельной сборки на известных многим бланках RainShadow IS781F и HS1021F и Black Hole Warrior EXT-275). Для решения большинства задач из этого набора использовались в основном спиннинги Wander и Black Hole. Причем последний можно охарактеризовать как универсальный спиннинг для такого типа рек – комфортно позволял работать как с вертушками, так и с воблерами, колебалками и мышами…

Леска. Основной леской была плетенка FAMELL SW SUPER PE… Данная плетенка из Японии имеет хорошие эксплуатационные характеристики, мягкая, скользкая (не создает излишнего трения на кольцах) проявила хорошие данные к изменению прочностных характеристик по мере износа. Производителем позиционируется как плетенка для морской ловли и имеет голубой цвет, что очень удобно для визуального контроля положения шнура после заброса.
Небольшое отступление по поводу предпочтительного цвета плетенки в спиннинговой ловле. На сегодняшний день можно найти плетенку разных цветов – зеленую, серую, черную, желтую, голубую, белую… При ловле на спиннинг предпочтительны контрастные, хорошо просматривающиеся цвета, что позволяет контролировать проводку приманки. Для этих целей лучше всего подходят желтый и голубой цвета плетенки. При эксплуатации в следствии истирания рабочего отрезка плетенки и частичного разлохмачивания ее поверхности из волокна вымывается краситель и плетенка приобретает белизну. Таким образом при использовании цветной плетенки по изменению ее расцветки можно косвенно судить о степени ее износа, поэтому применение белых лесок представляется менее предпочтительным по сравнению с цветными…

Приманки. Готовясь к походу с собой “на поле боя” был прихвачен довольно большой ассортимент спиннинговых приманок. Практика показала, что использование мелких приманок с размерами 00 – 0 – 1 – 2 хотя и приносило результаты, но оказалось малооправданным (особого увеличения числа поклевок хариуса при использовании мелких блесен по сравнению с вертушками #3 не наблюдалось). Также не было надобности в использовании популярных на других “тайменевых” реках старших номеров вертушек ( #5, #6 ). По цвету приманок эксперименты показали предпочтение местной рыбы к медным оттенкам…

4. О прочей технической комплектации (фото-радио). Редко попадая в столь живописные места всегда хочется прихватить на память как можно больше впечатлений и основным способом сделать это является использование фотографии. Для фотографии мы использовали три цифровика – простую цифровую мыльницу, мыльницу Pentax Optio WP, позволяющую без дополнительной защиты снимать даже под водой и цифровую зеркалку Pentax istDS. Для обеспечения сохранности зеркалки и возможности оперативной работы с нею во время сплава в любых погодных условиях использовали не распространенные у туристов гермомешки, а специальный водонепроницаемый плавающий контейнер фирмы OtterBox. Щелчок двух застежек – и камера у вас в руках, сделали нужные снимки, камеру в коробку, прикрыли крышку, два щелчка застежек и можно не беспокоиться, что дорогостоящий аппарат будет залит водой или утонет… Проблема с размером оперативной памяти для цифровиков была решена строго и сердито. Вместо того, чтобы плодить флэшки с собой был взят жесткий диск с картридером (Transcend Digital Album) объемом 20 Gb. Данное устройство позволяет сливать на свой жесткий диск информацию с семи различных типов флэшек поэтому как только флэшка в фотоаппарате оказывалась забитой, информация с нее сливалась на жесткий диск и после форматирования флэшка продолжала свою работу с цифровике.

Отдельный разговор о источниках питания. Эксплуатация применявшейся радиоэлектронной аппаратуры при температурах в 5-10 градусов показала резкое падение (почти в два раза) емкости применявшихся источников электропитания (батареи, аккумуляторы). При планировании сплавов при таких температурах необходимо это учитывать, чтобы не пропустить “интересный кадр”.

Радиосвязь. По мере необходимости использовались LPD радиостанции Midland GXT-400, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны и двухдиапазонные трансиверы YEASU VX6. Последние привлекательны для использования в условиях водных походов своим водозащищенным исполнением (возможность безболезненного погружения на глубину 1,5 м до 30 мин.). Кроме того наличие второго рабочего диапазона позволяет обеспечить более качественный выбор рабочих частот под конкретные условия распространения радиоволн. К сожалению это довольно дорого обходится и применение такого типа радиоаппаратуры можно рекомендовать в условиях сложных водных походов.

5. О топонимике. Вспоминаю последние реки их этого региона, по которым довелось сплавляться – Китой…, Калар…, Кизир… Что там на очереди? Пора опять искать речку на “К” к следующему сплаву? ….

Москва-Абакан-Кизир-Москва. 2006 г.

Copyright © 2006 by Victor Vlasenko
Изменен 04.10.2006