Современные нахлыстовые катушки. Проблемы и перспективы.
Александр Каплун (Алекс) Владимир Раченко
megoff@ai.kharkov.ua

(Авторский вариант. Журнальный вариант печатается во 2 и 3 номере “Рыболов Украина” за 2001 г.)

При подготовке этой статьи мы встали перед несколькими, казалось бы неразрешимыми проблемами. Первая проблема. На кого должна быть рассчитана эта статья? На рыболова любителя, который только начал постигать азы нахлыста, или на профессионала - спортсмена, который достаточно искушен в вопросах подбора необходимых ему снастей и дополнительная информация поможет ему сделать правильный выбор. Эту проблему мы разрешили в пользу более зрелых и подготовленных специалистов нахлыста, так что пусть новички не обижаются, тем более что и они, мы надеемся, смогут почерпнуть из всего сказанного много полезного для себя. Выбор такой направленности статьи определился еще и боязнью впасть в некоторую компилятивность, которой страдают, на наш взгляд, многие публикации на рыболовные темы. Читаешь этакий очередной "опус" с названием, например, "Энциклопедия современного рыболова" и с удивлением обнаруживаешь знакомую до слез информацию, порой столетней давности, с повторяющимися от года к году, от издания к изданию ошибками. Польза от такого "чтива" одна - хочется забросить его подальше и поскорей отправиться на рыбалку.

Вторая проблема - точка зрения, с которой мы должны рассмотреть вопрос. С позиции производителя нахлыстовых катушек, или с точки зрения, так сказать, непосредственного потребителя, т.е. рыболова. Здесь уже никуда не денешься, пришлось, для пользы дела, побывать сразу в двух "шкурах". Сделать это было достаточно сложно, поскольку данная статья касается проблем и направлений развития всех видов нахлыстовых катушек, а как рыболовы нахлыстовики мы ограничены более узким кругом собственных рыболовных пристрастий и опыта.

На этом, наверно, достаточно вступительных слов, тем более что они начинают напоминать предварительную оправдательную речь, мол, если ничего не поймете, или не понравится, так вспомните, мы вас предупреждали.

Итак, что же собой представляет современная нахлыстовая катушка? В чем проблемы создания современных катушек? В каком направлении идет их развитие? Надеемся, что, ответив на эти вопросы, мы поможем вам сориентироваться в огромном многообразии различных катушек, выпускаемых мастерами, известными фирмами и всяческими "левыми" фирмочками.

Все, без исключения, нахлыстовые катушки создаются с учетом обеспечения выполнения ими следующих функций:
- Емкость для хранения нахлыстового шнура и удлиняющего шнура - бекинга.
ФУНКЦИЯ ЕМКОСТИ;
- Приспособление для подмотки шнура и бекинга при вываживании рыбы и при работе со шнуром и с мушкой.
ФУНКЦИЯ ЛЕБЕДКИ;
- Приспособление позволяющее утомить рыбу при ее вываживании, скомпенсировать рывки рыбы и уберечь снасти от поломки и порчи.
ФУНКЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ;
- Составляющая системы "катушка-удилище-шнур", позволяющая сбалансировать эту систему в весовом отношении и, тем самым, облегчить процесс заброса, сделать его менее утомительным и более стабильным и управляемым
ФУНКЦИЯ БАЛАНСИРОВКИ;
- Потребительская привлекательность... Назовем ее для краткости
"ФУНКЦИЯ МОДНОЙ ИГРУШКИ".

В зависимости от принадлежности катушки к одному из классов AFTMA (American Fishing Tackle Manufacturers Association), которыми определяются общие параметры нахлыстовых снастей, от условий рыбалки, для которых катушка предназначена, некоторые названные выше функции могут быть, либо слабо выражены, либо отсутствовать вовсе.


ФУНКЦИЯ ЕМКОСТИ.

Что же представляет собой нахлыстовая катушка как "емкость". Естественно, что катушка определенного класса должна вмещать и соответствующего класса шнур и определенное количество удлиняющего бекинга. Со шнуром все более-менее ясно, а вот с бекингом... Как правило, все производители катушек, в выходных данных на них, указывают вместимость на шпуле 3...4 близких классов шнура и удлиняющего бекинга. Чем выше класс шнура, тем меньше бекинга. Однако, если для небольших катушек (до 3...4 класса), которые применяются, как правило, при ловле мелкого хариуса, ручьевой форели... в небольших ручьях и речках, в наличии большого запаса бекинга нет необходимости, то в катушках среднего (5...8) и, особенно, большого класса (9...14), наличие большого запаса бекинга считается сейчас совершенно необходимым. Запасы бекинга в 150 - 200 м. считаются сейчас обязательными для таких катушек, а некоторые фирмы - производители, как, например Abel, Tibor, Loop...,выпускающие специализированные катушки тяжелых классов для ловли лососей и морской рыбалки, создают катушки, позволяющие иметь запас бекинга до 300 - 400 м. Оно и понятно. Представьте себя в ситуации, в которой оказался "хеменгуэевский старик" и с 30 - 40 метровым кусочком бекинга на шпуле.

Но не только этим исчерпывается "функция емкости" катушки. Емкость должна быть надежным вместилищем шнура и бекинга, не деформировать и не портить их. Поэтому, практически все солидные фирмы, продолжают работы по поиску и созданию специальных корозионностойких материалов и покрытий, которые предотвращают порчу шнуров. Обычно шпули и рамы катушек изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, покрытых анодными пленками. Особенное внимание уделяется качеству и износостойкости поверхности "окон" рамы, через которые продергивается шнур при работе с ним в процессе заброса. Некоторые фирмы, такие как "House of Hardy", "Abu Garsia"..., устанавливают в "окнах" роликовые или рожковые протекторы, хромированные или керамические (см. рис 1). Большинство фирм такие протекторы не устанавливают вовсе, а соответствующим образом скругляют и профилируют кромки рамы в районе выхода шнура, что значительно увеличивает площадь контакта шнура с рамой и соответственно снижает контактные напряжения и вероятность порчи шнура. Качество поверхности, антикоррозионных и антифрикционных покрытий многих известных фирм, таких как Orvis (отдельные модели (см. рис 2)), Tibor (практически все), Henchel (см. рис.3)..., вызывает восхищение и уверенность в качестве и надежности катушки. Многие фирмы ведут поиски и работы в этом направлении.

01

Рис.1а
00

Рис.1b
02

Рис.2a
00

Рис.2b
04

Рис.4
05

Рис.5
03

Рис.3
06

Рис.6
07

Рис.7

Мы предвидим, что вскоре в арсенале многих фирм появятся катушки имеющие "керамическое" покрытие поверхностей, высокой твердости и износостойкости. В области высоких технологий такие покрытия давно известны, однако они пока достаточно дороги и внешний вид их иногда вступает в противоречие с функцией " модной игрушки ". К этому вопросу мы еще вернемся.


ФУНКЦИЯ ЛЕБЕДКИ.

Функциональная пригодность катушки в этом качестве определяется ее способностью решать сразу несколько задач. Позволять подматывать шнур и бекинг при вываживании рыбы. При этом желательно, чтобы конструкция катушки позволяла это производить без чрезмерных усилий, шнур и бекинг укладывались достаточно равномерно на шпулю и не цеплялись за различные выступающие части катушки (ручку, балансировочный груз, ручки регулировки...), не захлестывались вокруг катушки и отдельных ее частей. Конструкторы и дизайнеры ведущих фирм уделяют этому вопросу достаточно много внимания. Посмотрим, например, на ручку вращения шпули катушек Abel (см. рис 4). Ручка выполнена из специальных пород дерева, форма ее обеспечивает надежный захват пальцами и предотвращает их соскальзывание. В основании ручки установлена специальная шайба, которая предотвращает попадание подлеска и шнура в щель между осью ручки и ручкой. Все остальные части катушки выполнены по такому же принципу. Абсолютной нормой, практически для всех катушек, стала конструкция перехода бортика Rim контроля шпули к раме. Своеобразное лабиринтное уплотнение препятствует попаданию в зазор между шпулей и рамой шнура, подлеска и других посторонних предметов. Все эти кажущиеся мелочи имеют очень большое значение. Пренебрежение любой из них может привести либо к потере рыбы, либо к безнадежной порче шнура и катушки. Особое внимание к таким "мелочам" является визитной карточкой солидной фирмы - производителя.

Катушка должна позволять достаточно четко работать со шнуром и с мушкой, причем для катушек разного класса и назначения это их качество может реализоваться различно. Некоторые виды нахлыстовой рыбалки предполагают быструю и достаточно равномерную подмотку шнура для обеспечения необходимого движения мушки. Ловля на нимфовые мушки, с утяжеленными подлесками, некоторые разновидности морского нахлыста, требуют быстрого и достаточно равномерного подтягивания мушки. Для обеспечения этого многие фирмы изготавливают катушки, снабженные различными приспособлениями для быстрой подмотки. Например, у "Orvis" есть модель "Battenkill High - Speed Retrieve" (см. рис 5), снабженная механизмом ускоренной подмотки шпули с передаточным отношением 1.6:1 и 2:1. Это уже практически мультипликаторная катушка. Существуют катушки, так называемые "автоматы", автоматическая подмотка шнура, в которых осуществляется за счет энергии предварительно взведенной пружины (типа часовой). Сейчас такие катушки почти не выпускаются и из современных можно привести только модель "Mitchell 710 Automatic (см. рис.6). Есть катушки с электрической подмоткой, как, например, "DAM Quick Fly Fish Electreel" (см. рис.7).

Вся эта нахлыстовая экзотика не нашла достаточно широкого распространения и применения. Однако, в последнее время, в области совершенствования именно этой функции нахлыстовой катушки появилось поистине " революционное" новшество - "large arbor" шпули, которое совместило в себе конструктивную простоту и, в некоторой степени, выполнило поставленную задачу ускоренной подмотки шнура. Этот удачный компромисс обусловил то, что сейчас практически каждая солидная фирма имеет в своем арсенале или специальные катушки с "large arbor" шпулями, либо поставляет сменные LA шпули на свои обычные катушки. Примеров масса: Orvis "Vortex", Orvis "Battenkill Large Arbor”, U.L.A., Loop "Evotec"... (см. рис.8, 9, 10, 11). Как оказалось, LA шпули предоставляют нахлыстовику и некоторые другие преимущества, обеспечивающие стабильную работу тормозов или, например, позволяющие успешно вываживать добычу в специфических ситуациях. Приведу пример. Один из российских рыболовов, специализирующихся на ловле лососевых рыб, на наш вопрос: "Чем тебе удобны катушки с LA шпулями?". Ответил примерно следующее: "Представь. У тебя произошла поклевка кумжи, которая практически мгновенно "стащила" с катушки шнур и весь запас бекинга. После этого она разворачивается и в том же темпе несется на тебя. Вот тут ты и начинаешь жалеть, что передаточное число твоей катушки не более чем 1:1 и ты не успеешь смотать все это назад".

В этом разделе наверно стоит еще остановиться на, так называемых, "антиреверсных" катушках, тем более что сейчас практически все известные фирмы имеют в своем арсенале одну - две такие модели. Такое относительное распространение "антиреверсные" модели получили благодаря некоторым удобствам, которые они предоставляют. О чем идет речь? У A/R моделей нет жесткой связи между ручкой вращения шпули и шпулей, как это сделано на обычных моделях. Связь осуществляется через тормоз. Таким образом, если после поклевки рыба уходит и сматывает шнур и бекинг со шпули, этому ее движению противодействует только тормозная система катушки. Ручка же подмотки остается неподвижна благодаря специальным антиреверсным муфтам механизма катушки. При свободной подмотке шнура, вы вращаете ручку, которая через тормоз увлекает шпулю... Один из наших знакомых приверженцев обычных моделей, образно и не без иронии окрестил A/R модели "катушкой для пианистов". В самом деле, пальцы ваши не пострадают в любом случае, если вы пользуетесь такой катушкой. По нашему мнению, эти катушки, по их принципиальным качествам, мало чем отличаются от обычных и желание или нежелание их признавать относится скорее к психологическим аспектам рыбалки. Заключая рассказ о A/R моделях можно привести пару примеров таких моделей (см. рис. 12, 13) на которых изображены антиреверсные модели "Orvis" и "MEGOFF".

08

Рис.8
09

Рис.9
10

Рис.10
11

Рис.11
12

Рис.12
13

Рис.13

ФУНКЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ.

Пожалуй, нет ни одной другой такой функциональной составляющей современной нахлыстовой катушки, которая бы вызывала столь полярное отношение к себе со стороны нахлыстовиков и производителей катушек. На страницах специализированных журналов, на очных конференциях и интернетовских форумах, идут не утихающие "жаркие баталии" между специалистами нахлыста о том, нужен ли вообще мощный тормоз катушкам среднего и тяжелого класса. Можно привести массу примеров, когда сходные по классу и назначению катушки полярно отличаются наличием или практически полным отсутствием тормозов. Например, Orvis "Vortex 7/8" и Abel TR/3 (см. рис.14, 15). В чем же дело? Почему одни рыболовы используют катушки с довольно мощными тормозами, другие, даже обладая подобной катушкой, используют ее тормозную функцию в минимальном объеме, т.е. только для легкого подтормаживания шпули, чтобы избежать запутывания ("перебега") шнура при работе со шнуром и при резких рывках рыбы? Суть спора таких приверженцев и противников тормозов можно попробовать передать в воображаемом диалоге на рыбалке двух нахлыстовиков специализирующихся на ловле лосося:
- Зачем ты приобрел себе этот супермодный "Vortex"? Толку от этих мощных тормозов.
- Ну да! А я вот смотрел вчера на твои акробатические манипуляции с Abel, когда у тебя села приличная семга. Пальцы то хоть целы? Тормозил ими так, что непонятно от кого дым шел, от рук или от катушки.
- Зато ведь взял. А какие она фортели выделывала!! А ты со своими супермощными тормозами, пока руками пытался дотянуться до регулятора и чуть ослабить тормоз и "малыша" взять не смог. "Обрубил" он тебе муху враз.
- А когда я крупную взял позавчера...! Вполне спокойно. Ты бы никогда ее не остановил, а я одним тормозом остановил, правда она солидно себя вела и такой "художественной гимнастики" как сегодняшний "малыш" не показывала, давила авторитетом и массой... И так далее...

Если внимательно вдуматься в этот диалог, то первое впечатление может сложиться такое, что эта проблема носит чисто психологический характер. В самом деле, среди любителей нахлыста немало рыболовов, которые через пол часа после нахлыстовой рыбалки возьмут в руки спиннинг, но никому из них не придет в голову прицепить на удилище вместо, скажем ABU "Cardinal", какую ни будь "Невскую". Значит с тормозами на "мясорубках" все нормально, а на нахлыстовых катушках нет. Зачастую даже опытные рыболовы не в состоянии объяснить конкретно, чем им не нравится катушка. Но результаты, как говорится, налицо... Конечно, корни этого явления лежат, в том числе, и в особых и древних традициях нахлыста, в психологии нахлыстовиков. Поэтому многие доверяют судьбу своей добычи не тормозам, а собственным пальцам и ощущениям. Так что же плохо в тормозах нынешних нахлыстовых катушек, а что хорошо и какими они будут, или должны быть?

О тормозах на нахлыстовых катушках от 0 до 4 - 5 класса можно особенно не распространяться. Обычное их назначение это легкое подтормаживание шпули для предотвращения "перебега" при работе со шнуром. Конструктивные отличия в исполнении таких тормозов минимальны. Достаточно привести в пример классические модели Orvis "Battenkill" (см. рис.16) и House of Hardy "Marquis" (см. рис.17) и вы составите себе полное впечатление. Тормоза на такого рода катушках имеют настолько отработанную и устоявшуюся конструкцию, что некоторые катушки выпускаются в неизменном виде десятки лет и продолжают оставаться "очень популярными". Недавно наш английский друг передал нам на осмотр хардиевский "Marquis" из своей обширной коллекции. Катушка, выпущенная знаменитой фирмой толи 40, толи 50 лет назад, находилась в прекрасном рабочем состоянии, а самое главное, внешне ничем не отличалась от аналогичной, представленной в каталоге фирмы за 2000 год. Единственная вещь, которая раздражает многих рыболовов на таких и не только таких катушках - это назойливый, преследующий звук трещетки. Людей, предпочитающих тишину и спокойствие на рыбалке, звук этот может иногда доводить до исступления. Причем, если на моделях типа "spring and pawl", наличие треска - это конструктивная особенность тормоза и от него никуда не деться, то на многих других моделях с дисковыми тормозами наличие трещетки не обосновано ничем, кроме желания вызвать душераздирающий треск. Мы долго не могли понять смысл всего этого, пока однажды один из приверженцев шумовых эффектов не объяснил, что по частоте треска он определяет скорость, с которой пытается удрать рыба. На наш взгляд, весьма сомнительная компенсация за такую информацию. Хотя, наверное, такие модели имеют право на жизнь, просто трещетка на них должна быть отключаемой , тем самым предоставляя рыболову выбор.

14

Рис.14
15

Рис.15
16

Рис.16
17

Рис.17
18

Рис.18
20

Рис.20

Но вернемся к проблеме тормоза на катушках среднего и тяжелого класса. Чтобы разобраться в ней, давайте не поленимся и вспомним немного из школьного курса физики. Итак, физических принципов поглощения и рассеивания энергии, на которых могут быть построены тормоза катушек, немного:
-
фрикционные тормоза;
-
гидравлические тормоза;
-
магнитные и электромагнитные тормоза.


Фрикционные тормоза или тормоза сухого трения.

Поглощение и рассеивание энергии происходит за счет трения одной поверхности о другую. Процесс этот подчиняется давно известному закону Кулона-Амонтона и описывается следующим простым выражением:

Сила трения = коэффициенту трения умноженному на силу прижатия одной поверхности к другой.

Из этого выражения следует, что воздействовать на силу трения между двумя поверхностями, в нашем случае подвижный и неподвижный диск тормоза, т.е. делать наши тормоза более или менее мощными, можно двояко, либо подбирать материалы с большим коэффициентом трения, либо увеличивать силу сжатия пакета тормозных дисков. В общем случае, исходя из этого, многие фирмы и проектируют тормоза своих катушек. Особое внимание обычно уделяется подбору материала трущихся дисков и непосредственно конструкции тормоза.

К сожалению, в создании классических дисковых тормозных систем катушек, в последнее время, наметилась непонятная и грустная тенденция. В чем это выражается. Некогда неплохая и достаточно работоспособная конструкция, на наш взгляд, бездумно тиражируется и доводится до абсурда. Характерный пример - это применение в материалах тормозов пробки. Да, этот материал достаточно хорошо работает при невысоких усилиях сжатия пары трения, да не меняет свойств при попадании на поверхность небольшого количества воды... И вот многие, порой даже очень солидные и уважаемые фирмы, начинают бездумную гонку. У кого тормоза с большей площадью тормозного пробкового диска? Открываем, к примеру, каталог всеми уважаемой фирмы "Orvis" за 1999г. и видим следующую таблицу (см. рис.18). Мы всех обогнали! Тормозной диск нашей катушки имеет самую большую площадь в квадратных дюймах! Ну и что? Разве в выражении, приведенном выше, где ни будь, фигурирует площадь трущихся поверхностей? Другие фирмы от них не отстают. Создается впечатление, что разработкой дизайна тормозов новых катушек занимаются те же самые люди, которые небезуспешно и с любовью разрабатывают внешний дизайн катушек (форму отверстий, ручек...). И все это в конечном итоге, льет воду на мельницу противников тормозов вообще. Такие тормоза неравномерно и неустойчиво работают, обладают (несмотря на заверения) высокой “startup” инерцией, сильно меняют характеристики при попадании воды на поверхность дисков, очень резко меняют тормозной момент при незначительном изменении усилия сжатия... Вспомним аргументы рыболова, противника тормоза. Лучше уж пальцами, чем таким тормозом.

Теперь еще немного физики. Попробуем построить диаграмму изменения силы торможения (тормозного момента) в зависимости от скорости вращения катушки (скорости рыбы) для фрикционных тормозов (рис.19).

19

Рис.19

Физической особенностью фрикционного тормоза, и это очень полезная для нас особенность, является то, что они постоянны и не зависят от скорости. Некоторое увеличение, или уменьшение, наступает в области очень высоких скоростей и объясняется структурными изменениями в поверхностном слое трущейся пары из-за высоких температур, которые развиваются в процессе трения. Но это обстоятельство пока нас не должно беспокоить. Неприятной особенностью фрикционных тормозов является существование "трения покоя" и "трения скольжения", вернее сказать разницы между ними для одной и той же трущейся пары материалов. Коэффициенты "трения покоя" и "трения скольжения" для одной пары материалов могут иногда отличаться в десятки раз. Это приводит, к так называемой в западных журналах и каталогах, “startup” инерции тормозов. В чем это выражается практически. Посмотрите на диаграмму. Предположим, вы регулируете тормоз после поклевки рыбы. Рыба удирает, вы доводите усилие торможения до значения Мд, и рыба останавливается. Казалось бы, все хорошо, поводок цел, рыба остановлена. Но теперь момент, который необходимо приложить, чтобы провернуть шпулю несколько, а иногда и значительно, выше и соответствует величине Мо (трение покоя). Далее следует рывок не совсем утомившейся еще рыбы и тормоза, как бы не успевшие еще перестроиться на прежнее значение Мд, не отпускают шпулю, и следует обрыв поводка. Оппонент и противник тормозов торжествует. Но торжествует он, нам думается, рановато. Оказывается, существуют пары материалов, коэффициент трения покоя которых мало отличается от коэффициента трения скольжения. Это дает некоторую надежду приверженцу тормозов. Некоторые фирмы производители катушек, ведут настоящие научные исследования по подбору таких материалов и достигли определенных успехов. Посмотрите интернетовскую страничку или каталог фирмы Stilfin. Вы сразу увидите силуэт автомобиля "Ягуар" и надпись: " Посмотрите в тормоза своего автомобиля! Вы видели там пробку?!". Всем известен пример удачного подхода с выбором пары трения и применения в материалах тормозных дисков тефлона (фторопласта). Этот материал обладает невысоким коэффициентом трения, но и разница между трением покоя и трением скольжения, в такой паре, не велика. Мы, например, в конструкциях дисковых тормозов своих катушек MEGOFF применяем пару "сталь-углекомпозит". Она также имеет хорошие характеристики по трению и еще некоторые другие преимущества.


Тормоза гидравлические.

Поглощение и рассеивание энергии происходит за счет перетекания жидкости через препятствие (отверстие, гребень...). К чести конструкторов катушек они не забыли этот принцип и создали катушку STH с гидравлическими тормозами (рис.20). К сожалению, мы думаем, у этой идеи нет будущего, поскольку физический принцип, заложенный в конструкции тормоза, противоречит основным требованиям к тормозам рыболовных катушек. Что имеется в виду. Не особенно вдаваясь в рассмотрение законов гидравлики, можно сказать, что у гидравлического тормоза существует непостоянная и нелинейная зависимость момента торможения от скорости, в данном случае вращения катушки. На малых оборотах катушка совсем не тормозит, а чем быстрее разгоняется рыба, тем тормозной момент выше. Но это абсурд.


Тормоза магнитные и электромагнитные.

Возможно за катушками, с тормозами, построенными на таком физическом принципе большое будущее. Действительно, можно получить тормоза с любой характеристикой по скорости или ускорению рыбы, тормоза бесконтактные... Некоторые попытки уже были, например, при создании безинерционных катушек DAM, в конструкциях некоторых мультипликаторов Abu и Shimano. Но, пока не будут получены компактные и достаточно мощные постоянные магниты и источники энергии, говорить о применении этого физического принципа в тормозах нахлыстовых катушек рано.

Есть еще несколько особенностей тормозных систем современных нахлыстовых катушек, о которых необходимо упомянуть. Если на легких моделях катушек тормозной момент, подтормаживающий шпулю, небольшой и не создает неудобства при подмотке шнура, то на катушках среднего и тяжелого класса картина несколько иная. Поэтому для таких катушек конструкторы разрабатывают специальные системы, отключающие тормоз при подмотке. В конструкцию тормозов вводятся храповые муфты, которые сцепляют или расцепляют неподвижный тормозной диск с рамой катушки, в зависимости от направления вращения шпули. Так устроены тормоза большинства катушек: Tibor, Abel, G.Loomis, Lamson... Некоторые катушки, в том числе и те, которые выпускаем мы, оснащены обгонной муфтой, аналогичной той, которая устанавливается в системах мгновенного стопора многих современных безинерционных катушек и мультипликаторов. В иностранной литературе, такие муфты иногда еще называют подшипниками одностороннего действия "one way bearing".

Есть еще одна немаловажная проблема, которая требует своего разрешения и над которой уже сейчас работают некоторые фирмы - производители. Как мы видели ранее, тормоз нахлыстовой катушки должен выполнять две функции. Подтормаживать шпулю при работе со шнуром небольшим тормозным моментом и создавать довольно большое торможение в процессе вываживания рыбы. На большинстве современных катушек это противоречие существует, и бороться с ним приходится только перерегулируя тормоз в зависимости от ситуации. Однако не всегда можно успеть это сделать и, в том числе по этому, многие нахлыстовики предпочитают регулировать тормоз только на работу со шнуром. Здесь напрашивается создание двухрежимного тормоза, подобного тому, который можно увидеть на специализированных карповых безинерционных катушках. Одним движением руки переводить тормоз из одного в другое заранее отрегулированное положение.

Вот, пожалуй, и все. Однако не надо обольщаться и думать, что раз известны пути решения основных проблем, значит рано или поздно мы увидим нахлыстовые катушки со всеми перечисленными "наворотами". Так не будет и вот почему. Успешное решение этих проблем неизбежно будет сопровождаться двумя неприятными обстоятельствами - усложнением конструкции катушки и, следовательно, снижением надежности ее работы, неизбежным увеличением веса. Чем это обстоятельство не устраивает нахлыстовиков, поговорим ниже. Скорее всего, с точки зрения тормозов, катушки и в дальнейшем будут проектироваться в двух вариантах, т.е. более простые и легкие без тормозов и более сложные и тяжелые, но с тормозами.


ФУНКЦИЯ БАЛАНСИРОВКИ.

Поскольку нахлыст довольно подвижный вид рыбалки и нахлыстовику приходится совершать большое количество манипуляций с удилищем, катушкой и шнуром, то естественно и постоянно стоит вопрос о том насколько легко и удобно это делать. В нашем случае речь идет о катушке, как некоей "сосредоточенной массе", которая своим весом и расположением влияет на балансировку системы "катушка – удилище - шнур". Невнимательное отношение к этому вопросу приведет не только к повышенной утомляемости в процессе рыбалки, но и, что еще более существенно, к тому, что вы не сможете реализовать правильный и нормальный заброс. Что нужно знать и делать, чтобы предотвратить это. Применительно к катушке нельзя сказать однозначно легче она должна быть, или тяжелее. Так можно ставить вопрос, если вы уже имеете удилище и шнур и подбираете катушку. Если говорить упрощенно, то система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы центр тяжести всей системы находился в той точке, за которую вы держите ее при забросах, т.е. в ручке удилища. Это позволит снизить нагрузку на кисть руки и добиться более точного выполнения техники заброса. Теперь о конкретных ситуациях. Так сложилось, что для "ультралегкого" и "легкого" нахлыста, т.е. до 4-5 класса, балансировка системы однозначно требует достаточно легких катушек. Это связано с большим прогрессом, которого достигли производители удилищ. Современные нахлыстовые удилища малого класса, выполненные из высокомодульных углекомпозитов, кевларовых и бороволокон, весят чрезвычайно мало - 60 - 70 грамм. Это требует и небольшого веса катушек для балансировки " системы ". Поэтому многие фирмы, производящие такие катушки делают их чрезвычайно простыми и очень легкими. Можно привести в пример Orvis "Traditional CFO 123 (рис.21), которая весит 91 грамм, или еще более легкую Loop "Featherweight Midge" (рис.22).

21

Рис.21
22

Рис.22
23

Рис.23
24

Рис.24

Для катушек среднего и особенно тяжелого класса не все так однозначно. Дело в том, что в современном нахлысте существуют два параллельно развивающиеся направления. Условно назовем их "американским" и "европейским". Первое отличается использованием в нахлысте средних и тяжелых классов одноручных, жестких и относительно коротких удилищ. "Европейское" направление предполагает использование двуручных, мягких и относительно длинных удилищ. Естественно требования к балансировке, а следовательно, и к весу катушки, для двуручников менее жесткие. Учитывая то, что прогресс в создании легких удилищ коснулся и удилищ среднего и тяжелого класса, в том числе и двуручников, надо полагать что, проблема создания легких катушек такого класса станет в ближайшее время достаточно остро. Однако решить эту проблему возможно не только уменьшением веса катушки. Некоторые фирмы, такие как Abel (рис. 23), или Henchel (рис. 24), выпускают свои стандартные катушки со специальными ножками, позволяющими изменить положение катушки относительно рукоятки удилища, т.е. сбалансировать "систему" путем изменения точки присоединения "сосредоточенной массы" - катушки. Это очевидное и очень интересное решение. Следует, однако, упомянуть, что когда речь идет о балансировке "системы", все разговоры ведутся, как правило, вокруг так называемой "статической балансировки". Однако, "катушка – удилище - шнур" - система все время находящаяся в сложном движении и, на самом деле, речь должна идти о ее "динамической балансировке", т.е. о совмещении ручки удилища не с "центром тяжести" системы, а с ее "центром инерции". Но этот вопрос сам по себе довольно сложен, а эффект от его реализации может оказаться незначительным и не стоить потраченных усилий.


ФУНКЦИЯ МОДНОЙ ИГРУШКИ.

Несмотря на всю "несерьезность" названия - это очень важная функция, соответствующее отношение к которой, может или погубить репутацию очень даже хорошей в конструктивном отношении катушки, или вывести посредственную вещь в "хит сезона". Приведем несколько характерных примеров из собственного опыта. Создавая первые свои катушки, мы сознательно избегали излишнего украшательства и "блеска". Корпуса катушек пескоструились и анодировались. Катушки имели матовый черный цвет, какой и должен был быть, на наш взгляд, у настоящего "оружия профессионала". Ну и что же? Первое же резюме от первого нашего американского клиента: "Ребята! Катушка ваша просто замечательная! Но! Мы, американцы, любим все блестящее и полированное... Посмотрите на наши автомобили и самолеты - никель, хром, блеск...! “. Что тут было сказать. Мы еще вспомнили знаменитого американского генерала Паттона с его, не менее знаменитым хромированным, с перламутровой рукояткой револьвером и стали делать блестящие полированные катушки. Второй характерный пример. Наши катушки выполнены по "блочной" схеме. Одно время мы выпускали катушки таким образом, чтобы "блок тормозов и подшипников", в котором располагаются основные узлы механизма катушки, был неразборным (в обычных условиях). Оказалось, что среди нахлыстовиков немало таких, которые не просто используют свои снасти по их прямому назначению, но и любят в межсезонье посидеть дома у камина, почистить, смазать, перебрать их... И иметь соответствующие катушки их полное право.

Очень часто, выпуск той или иной модели катушки определяется не необходимостью решить, какие либо из выше перечисленных проблем, а желанием угодить сиюминутным, не всегда технически обусловленным, вкусам потребителя. Образно это можно выразить так: "Хочу иметь машину, которая внешне выглядит как "Ролс-Ройс" выпуска 30 годов, но внутренняя начинка у нее должна быть суперсовременная...". Ну, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Вот и появляются катушки типа Peerless (рис. 25) или Bellinger - Sarasione (рис. 26) с сумасшедше - ролсройсовской ценой. У нас тоже есть опыт изготовления таких моделей. Наш заказчик аргументировал свой заказ так: "Ребята! Делайте именно так! Такими катушками пользуются раз или два в год. Достают их из орехового футляра, цепляют на столь же экзотическое и дорогое бамбуковое удилище и отправляются на рыбалку в компании таких же коллекционеров или толстосумов. За ними следует толпа телеоператоров, которые запечатлевают это историческое событие - "отцы города", или "отцы нации" на рыбалке". На рис.27 изображена одна из титановых моделей фирмы “Charlton” стоимостью всего 12000$ (самая дорогая из тех, которые мы видели) и, похоже, что это еще не предел.

25

Рис.25
26

Рис.26
27

Рис.27

Вообще, в современной индустрии рыболовных снастей, реклама товара поставлена во главу угла. Человек, который собирается сделать правильный и осознанный выбор, должен помнить это и научиться отделять "зерна" от рекламных "плевел". Иначе он рискует попасться на очередной "модной игрушке", которая будет пылиться в шкафу и услаждать взоры "слабонервных курсисток" от нахлыста, которым вы будете с гордостью демонстрировать свое дорогое приобретение. Конечно, представление о современной нахлыстовой катушке формируется, прежде всего, на основании рекламных материалов фирм-производителей, собственного опыта и опыта друзей рыболовов. И все же, в этом отношении, одна статья опытного эксперта, который со знанием дела описывает особенности снасти и знаком с техническими аспектами ее создания, стоит неизмеримо больше сотен победно-рекламных реляций.

Всемогущество современной рекламы и бурное развитие индустрии отдыха породили некий тип потребителя, который абсолютно уверен, что если он купил современную, дорогую и разрекламированную вещь, то она, естественно, и самая совершенная. Приведем характерный пример. Один из наших американских клиентов, сетовал на плохие, на его взгляд, качества катушки одной солидной и всеми уважаемой фирмы. Ситуация которая его подвинула на это выглядела довольно анекдотически. Он ехал со своим сыном на рыбалку в автомобиле со скоростью миль 50 , сын играл с катушкой на заднем сиденье и нечаянно выронил катушку в раскрытое окно. Удивлению и возмущению рыболова не было предела. Катушка не просто поцарапалась, но и треснул ее корпус.

В заключении всего сказанного выше хотелось бы выразить одну мысль. Так же, как нет, и не может быть какой либо абсолютно совершенной вещи, так нет, и не может быть идеальной и совершенной катушки, которая удовлетворила бы всех и вся. Иначе во всем мире существовала бы и продавалась одна единственная модель - самая лучшая катушка, самой лучшей фирмы.

Это обстоятельство дает нам всем: производителям снастей и рыболовам, надежду и смысл быть непохожими друг на друга, занимаясь своим любимым делом - НАХЛЫСТОМ.


Copyright © 2001 by Victor Vlasenko
Изменен 18.04.2001