Российский патент на изобретение № 1824695 от 1995.08.27
ВРАЩАЮЩАЯСЯ СПИННИНГОВАЯ БЛЕСНА
Заявитель: Пискарев А.Н.

Описание

Изобретение относится к области любительского и спортивного рыболовства, а именно к искусственным приманкам.

Цель изобретения повышение удобства пользования блесной. Обеспечивается исключение закручивания лесы и расширение диапазона скоростей проводки блесны.

На фиг. 1 изображена вращающаяся спиннинговая блесна, вид сбоку; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 варианты сечения А-А на фиг. 1; на фиг. 4 блесна, продольный разрез груза конусообразной формы; на фиг. 5 пространственный вид блесны, представленной на фиг. 4; на фиг. 6 блесна первой разновидности, общий вид сбоку; на фиг. 7 сечение Б-Б на фиг. 6; на фиг. 8 пространственный вид блесны, представленной на фиг. 6; на фиг. 9 блесна второй разновидности, общий вид сбоку; на фиг. 10 сечение В-В на фиг. 9; на фиг. 11 пространственный вид блесны, представленной на фиг. 9; на фиг. 12 блесна третьей разновидности, общий вид сбоку, с вырывом; на фиг. 13 сечение Г-Г на фиг. 12; на фиг. 14 пространственный вид блесны, представленной на фиг. 12; на фиг. 15 блесна четвертой разновидности, общий вид сбоку, с вырывом; на фиг. 16 сечение Д-Д на фиг. 15; на фиг. 17 пространственный вид блесны, представленной на фиг. 15.

Вращающаяся спиннинговая блесна содержит стержень 1, на котором последовательно размещены скоба 2 и опорный шарик 3 с возможностью их вращения, груз 4, закрепленный неподвижно, и кpючок 5, присоединенный шарнирно. Лепесток 6 подвижно соединен скобой 2. На грузе 4 закреплен неподвижно стабилизатор 7, расположенный в плоскости, проходящей через его продольную ось.

Стержень 1 выполнен из металлической проволоки, скоба 2 и лепесток 6 из листового металла, шарик 3 из пластмассы или металла, крючок 5 представляет собой двойник или тройник. Груз 4 имеет форму цилиндра (фиг. 1) или конуса (фиг. 4), а сечение, перпендикулярное к его продольной оси, в виде круга (фиг. 2) или в виде другой фигуры (варианты на фиг. 3). Груз выполнен в виде симметричного относительно вертикальной плоскости тела и состоит из двух частей, разделенных плоскостью, проходящей через продольную ось перпендикулярно к пластине стабилизатора 7. Первая часть 8 выполнена из материала с удельной плоскостью, меньшей удельной плотности воды, а вторая часть из материала с удельной плотностью, большей удельной плотности воды. Стабилизатор 7 выполнен в виде пластины из материала с удельной плотностью, меньшей удельной плотности воды и закреплен на первой 8 части груза.

Блесна 1 имеет конструктивные разновидности, обусловленные совмещением функций, выполняемых грузом 4 совместно с расположенным на нем стабилизатором 7.

На фиг. 6 представлена первая разновидность блесны, в которой первая часть груза и закрепленный на ней стабилизатор выполнены в прямой стреловидной формы, в виде одного плоского тела 10 прямоугольного сечения 12 (фиг. 7) по форме крыло бабочки, а вторая часть груза в виде тела 11 круглого сечения 13 (фиг. 7), конусообразной формы (фиг. 8).

На фиг. 9 представлена вторая разновидность блесны, в которой, как и в первой ее разновидности, первая часть груза и закрепленный на ней стабилизатор выполнены в виде одного плоского тела 10 прямоугольного сечения 12 (фиг. 10) по форме крыло бабочки 10, а вторая часть в виде тела 14 из шариков 15 разных диаметров, образующих конусообразную фигуру (фиг. 11).

Рабочее положение блесен первой и второй разновидности (фиг. 8 и 11), для которых общим характерным признаком является совмещение функции: первой части груза и стабилизатора, что позволило увеличить выталкивающую силу и эффективное расстояние от оси вращения до центра тяжести первой части груза. Одновременно при такой конструкции увеличивается эффективное расстояние от центра тяжести второй части груза до оси вращения. Таким образом, характерные признаки первой и второй разновидностей предлагаемой блесны позволяют усилить момент, препятствующий закручиванию лесы.

В третьей разновидности блесны (фиг. 12) груз с закрепленным на нем стабилизатором выполнен в виде плоского тела 16 эллиптического конуса со скошенным основанием, состоящим из двух асимметричных частей 16, 17, разделенных горизонтальной плоскостью, проходящей через малую диагональ эллипса (фиг. 13). Причем отношение площади S1 продольного сечения первой части к площади S2 сечения второй части груза равно не менее 1,5 (фиг. 12). Такое отношение достигается выбором угла наклона скошенного основания (фиг. 12) эллиптического конуса.

В четвертой разновидности блесны (фиг. 15), так же как и в третьей, груз с закрепленным на нем стабилизатором выполнен в виде плоского тела, сечением которого является прямоугольник (фиг. 16), состоящий из двух асимметричных относительно горизонтальной плоскости (фиг. 15). При этом отношение площади S1 продольного сечения первой части груза к площади S2 сечения второй части груза составляет не менее 1,5 (фиг. 15).

Рабочее положение блесен третьей и четвертой разновидностей (фиг. 14 и 17), характерным признаком для которых является выполнение груза в виде плоского тела, состоящего из двух асимметричных частей, когда отношение площади S1 продольного сечения первой части груза к площади S2 того же сечения второй части груза составляет не менее 1,5.

Разность площадей продольного сечения первой и второй части плоского груза приводит к увеличению эффективной площади, направленной навстречу набегающему потоку воду, а также к увеличению выталкивающей силы, обусловленной первой частью груза, что приводит к усилению момента, препятствующего закручиванию лесы.

Блесна работает следующим образом.

В начальный момент движения, когда блесна имеет практически нулевую скорость, первая часть 8 груза 4 со стабилизатором 7 под действием выталкивающей силы находятся сверху второй части. При этом стабилизатор не препятствует движению лепестка 6, который начинает вращаться при минимальной скорости проводки блесны относительно воды. Вращаясь, лепесток 6 создает вращающий момент и передает его посредством трения через скобу 2, шарик 3 на груз и всю остальную оснастку.

Под действием силы тяжести груз 4 провисает относительно линии движения блесны на угол (фиг. 5). Вращающий момент, обусловленный движением лепестка вокруг стержня, закручивает груз 4 на угол (фиг. 5). При этом увеличивается эффективная площадь груза и стабилизатора 7, направленная навстречу потоку воды. Одновременно увеличиваются расстояния от центров тяжести первой 8 и второй 9 частей груза 4 до вертикальной плоскости, проходящей через стержень 1 блесны, что обуславливает встречный момент. При некотором угле закручивания эти моменты уравновешиваются и вращение груза прекращается, леса не закручивается.

С увеличением скорости движения блесны относительно воды угол закручивания увеличивается, а угол провисания уменьшается, что приводит к изменению эффективной площади груза совместно со стабилизатором, направленной навстречу потоку воды. При максимальной скорости и максимальном угле закручивания эффективная площадь груза и обусловленный ею встречный момент практически становится равным нулю. Однако противозакручивающий эффект при этом не пропадает, потому что эффективное расстояние между центрами тяжести первой части груза совместно со стабилизатором и центром тяжести второй части груза и вертикальной плоскостью, проходящей через стержень, достигает максимальной величины и создает встречный момент. При этом действующие на блесну моменты, соответствующие максимальной скорости движения блесны, уравновешиваются и закручивания груза, а следовательно, и лесы не происходит.

При ловле блесной леса не закручивается, как при малых, так и при больших скоростях ее проводки, что позволяет расширить диапазон рабочих скоростей, улучшить удобство пользования снастью и повысить ее надежность в работе.


Формула

ВРАЩАЮЩАЯСЯ СПИННИНГОВАЯ БЛЕСНА, включающая стержень с размещенной на нем с возможностью вращения скобой с лепестком, опорный шарик, груз с закрепленным на нем в вертикальной плоскости, проходящей через его продольную ось, стабилизатором движения в виде пластины, выполненной из материала с удельной плотностью, меньшей удельной плотности воды, крючок, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства пользования, груз выполнен в виде симметрично относительно вертикальной плоскости тела, состоящего из двух частей с разной плотностью, разделенных по плоскости, проходящей через его продольную ось, стабилизатор движения закреплен на одной из частей груза, при этом последняя выполнена из материала с плотностью меньшей удельной плотности воды.


Рисунки